Найти тему
Роман Малышев

«Яндекс.Дзен» для авторов: в чём причина провала платформы.

Оглавление

Привет. Для начала хочу сказать, что с «Яндекс.Дзеном» я одно время довольно плотно сотрудничал и даже умудрился заработать на нём 1 млн рублей. Более того именно с помощью «Дзена» я нашёл большую часть своих клиентов, с которыми сейчас дружу, общаюсь, продолжаю сотрудничество.

Если верить их отзывам, то встреча со мной пошла на пользу, некоторые находились на пороге вложения денег в мошеннические организации, финансовые пирамиды, форекс-кухни. Таким образом я хочу подчеркнуть, что сама идея создания контентной площадки в России является гениальной и польза от неё существенна. Только в какой-то момент, а именно март 2019 года, руководство платформы настолько запутались в своих решениях, что дзен превратился в помойку, о чём свидетельствуют сотни отзывы как читателей так и авторов.

Стоит ли винить в этом исключительно программистов и менеджеров проекта? Ну, очевидно нет. Если вы не против я на своём примере и на своих ощущениях расскажу почему всё пошло не так как надо и заодно объясню почему становиться автором дзена очень плохая идея. Между тем хочу отметить, что данный материал прошу считать лишь моим личным мнением, а не какой-то попыткой хайпануть на неудачах яндекса. И уж тем более я не хочу сказать, что руководство платформы некомпетентны. Просто так сложилось и вот почему это произошло.

Как и для чего появился Яндекс Дзен.

В России, как оказалось, народ очень любит читать. Даже я, человек который прогуливал литературу в школе, вдруг обнаружил, что 4-5 статей в день потребляю. При этом найти интересного автора всегда было сложно, потому что в интернете куча блогов, большая часть с чёрным seo, статьи представляют собой дешевый рерайт или продвижение казино, хайп-проектов, форекс-кухонь и прочей лабуды. Наткнувшись на прикольный блог нужно было запоминать автора или доменное имя сайта. Такая же проблема была у тысяч других любителей забавного чтива. Это называется потребность и заключалась она в едином и удобном месте, где собирались бы любимые авторы и попадались неизвестные, но с похожим контентом.

Но для того чтобы все авторы разом вдруг пришли и начали писать в одном месте, нужно было гарантировать чтение этих материалов. Кто-то вложил десятки тысяч в продвижение своего блога, чтобы привлечь аудиторию, кто-то ушёл на живой журнал, так как за счёт сильного домена публикации попадали в топ поисковой выдачи. Создать площадку в несколько раз сильнее всех сайтов рунета было не под силу никому. Тот же fb.ru хоть и занял топы яндекса и гугла, всё таки не стал очень удобной платформой. К тому же на мой личный взгляд сайт так захламили рекламой, что читать становится невозможно.

А тут ещё подоспела любопытная история из Китая, где все СМИ подвергаются жёсткой цензуре. Там появилась платформа, название к сожалению я не запомнил, которая позволяла блоггерам писать свои мысли открыто, не опасаясь увольнения или уголовного преследования. Всё что нельзя публиковать в газетах, тут же оказалось на платформе. И масса читателей ринулись туда, чтобы потреблять контент. Популярность площадки побила все мыслимые и немыслимые рекорды, а заодно взбудоражила умы руководства Яндекса, которые давно искали идею для нового проекта.

Так как яндекс браузер ежедневно насчитывал 13 000 000 пользователей, стало понятно, что это та самая аудитория, за которую не нужно бороться. Представьте, что у вас есть 13 миллионов человек, которые готовы вас читать хоть сейчас, просто читать нечего. Яндекс мог бы нанять сотню копирайтеров, составить ТЗ, написать тысячи статей и зарабатывать на рекламе, но было несколько проблем.

-2

Как наполнялся Яндекс Дзен.

Пример той же Википедии заключается в том, что наполнить сайт тысячами качественных статей нереально сложно, даже при очень больших деньгах. Гораздо проще идут дела, если авторы самостоятельно приходят и публикуют свои материалы. Так гарантируется разноплановость, уникальные стили письма, необычные темы, прикольные и неординарные взгляды. Именно это интересно читателям, а не сухие статьи написанные копирайтерами на бирже. Так как у Яндекса изначально было 13 000 000 читателей и гарантировать авторам дочитки они могли с первого дня существования платформы, нужно было подумать как привлечь авторов.

Была создана инфраструктура позволяющая разместить два блока РСЯ или собственную рекламу через сервис ADFOX. В последующем от этого отказались, оставив только блоки РСЯ, которые теперь и настраивать самостоятельно запрещено. Но поначалу всё было интереснее. Человек просто публиковал свои истории, обзоры. рассказы или научные материалы, дзен лил на них трафик, а рекламные блоки приносили деньги, что и являлось оплатой труда для автора.

Главной особенностью Дзена в отличии от сайтов с крупной аудиторией и сильным доменом было т, что разработчики внедрили алгоритм определяющий интересы пользователя и предлагающий ему почитать то, что ему потенциально интересно. Это нравилось людям, потому что зайдя на платформу вы получаете ленту персонализированную под себя, вам не предлагают новости про Украину, если вы далеки от политики, зато в первом же ряду обзор вчерашней игры Ювентуса, если вы фанат этого клуба. Такая схема гарантировала авторам рост аудитории и поиск людей, заинтересованных в его трудах.

В таком формате дзен просуществовал год и ....нафиг никому не был нужен. Оказалось, что люди предпочитают конкретных авторов и специально идут на их блоги. Так как моего автора нет в дзене, то и делать мне там нечего — рассуждали люди. Посетители браузера, те самые 13 000 000 человек, часто не находили для себя ничего интересного в ленте, потому что она была практически пуста. А это в свою очередь происходило по нескольким причинам. Владельцы сайтов писали для своей аудитории и уходить со своего блога на какой-то проект яндекса не видели смысла. Новые авторы не оценили редактор дзена и не понимали как здесь можно зарабатывать. Чуть поопытнее видели, что читателей хоть и много, но они по прежнему не вовлечены.

И тогда появилась идея подключать к платформе блоги через RSS. Если кто не понимает, я в двух словах поясню — это когда владелец сайта публикует статью у себя на блоге, а через технологию rss она транслируется на сторонние сервисы. Таким образом карточка публикации появлялась в дзене, пользователь кликал на неё и попадал на сайт автора. Там читал статью, получал знания, опыт или просто проводил время весело. Такой формат позволил тысячам блоггеров не уходить никуда и не бросать сайт, а просто перетаскивать из дзена читателей и делать их своими. На тот момент дзену это было выгодно, потому что лента становилась наполненной, алгоритм подбирал карточки по интересам и читатели наконец-то поняли, что в дзене очень много годного контента.

Несмотря на то, что яндекс по сути дарил своих пользователей блогерам, ассоциации о полезном контенте возникали именно с яндекс дзеном. Люди стали специально заходить, чтобы найти что-то прикольно и прочитать это. С этого момента начался рост, аудитория не просто стала вовлеченной, но и увеличилась с 13 до 16 миллионов.

На этой волне в дзен попал я и так же стал через rss привлекать читателей. В будущем кроме своих статей я публиковал работы других авторов, которые у них покупал. Так как мы писали на интересные темы и статьи тщательно проверяли, популярность моей ленты зашкалила и спустя год я получал до 250 000 читателей в сутки с дзена на свой блог