Найти в Дзене
Funduq

Цифровой аутизм. Правда или псевдонаучное понятие?

О вреде гаджетов мы слышали не раз,уже ни кого не удивляют такие заявления: телефон вызывает рак, столбняк, диабет, понос, малярия и т.д.

Но что насчет реальных опасностей, которые скрывает ваш верный спутник. "Цифровой аутизм" - это определение я начал все чаще замечать в ленте своих новостей. Этот недуг выражается такими симптомами: хочется постоянно проверить телефон (на наличие уведомлений, сообщений и т.д.), становится проще общаться в мессенджерах, чем в реальной жизни, тяжело прогнозировать будущее, много времени проводите онлайн, жизнь кажется вам не очень интересной. Если вы нашли, что нибуть из этого у себя, то прочитайте статью до конца, ведь в ней я попытаюсь разобраться в научности данного явления.

Узнали себя? :)
Узнали себя? :)

Режимы работы мозга

За последние годы мы получили возможность заглянуть в живой, работающий мозг. Мы узнали, что он работает совсем иначе, нежели мы думали раньше.

Профессор Маркус Рейчел рассказал о том, что наш мозг работает в трех базовых режимах.

Мозг активный занимается потреблением информации. Пока вы читаете эту статью, ваш мозг находится примерно в таком состоянии. За потребляете информации отвечает центральная исполнительная сеть.

Мозг, занятый ориентацией в ситуации: например, вы вошли в зал и вам нужно сесть. У вас включилась сеть выявления значимости.

Мозг, который ни о чем не думает. С вами такое случается: вы о чем-то задумались и вас спрашивают – «О чем-то задумался?». Вы говорите – «Ни о чем». Это самый важный режим работы мозга, потому что в этот момент ваш мозг просчитывает разные аспекты ситуации – он учитывает системный аспект. Именно в этом состоянии к вам приходят самые интересные решения, и именно в этот момент вы вскрикиваете «Эврика!».

Как организован мозг?

  • Раньше мы думали, что мозг организован по локальным принципам – что есть отдельные зоны мозга, которые отличают за отдельные функции: зрительная кора, слуховая кора, двигательная кора и т. д.

Сейчас мы узнали, что все намного сложнее. В течение первых 25 лет жизни, наши нейронные клетки связываются с друг другом. В отдаленных отделах мозга прорастают нейронные связи и образуют те самые нейронные сети, которые будут отвечать за три базовых режимы работы.

Когда мы рождаемся, наши связи в мозге действительно локальные и для того, чтобы мы научились концентрировать внимание, ориентироваться в ситуации и думать, нам нужно 25 лет жизни.

Что с нами происходит

В гиперинформационной среде самое неприятное связано с подавлением работы дефолт-системы мозга.

Описанные выше три системы являются антагонистами. То есть, когда вы активизируете сеть выявления значимости и центральную исполнительную сеть, дефолт-система, ответственная за мышление, подавляется.

Напротив, когда подавляются центральная исполнительная сеть и сеть выявления значимости, дефолт-система активизируется.

В ситуации, когда вы потребляете контент постоянно, у вас активна центральная исполнительная сеть, а это значит, что энергии в ваши зоны мозга, отвечающие за мышление, не поступает.

Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из Twitter и Instagram редко включают голову. Мыслят стереотипами и штампами, не развиваются – и речь лишь о взрослых людях!

У младшего поколения все еще хуже. 40 процентов детей в России и США до 10 лет практически постоянно находятся онлайн. То есть практически постоянно потребляют информацию.

Если верить Лаборатории Касперского, европейские родители более сознательны в этом смысле, но к 14 и 17 годам ситуация сравнивается, и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн.

Они отправляют свой сервер мышления в спячку, или же он у них просто не формируется.

Но это не единственная проблема...

-3

Нет времени мыслить

Для того, чтобы вы включили свою дефолт-систему, чтобы она занялась серьезной проблемой и стала думать, ей нужно время – 23 минуты.

Если этих двадцати трех минут не будет, то вы будете продолжать находиться в другом пространств

По данным исследований 2016 года, уже тогда среднестатистический человек проводил порядка 80 телефонных сессий сутки. Это значит, что он прерывался каждые 15 минут – то есть у него фактически не было времени, чтобы запустить свою дефолт-систему и загрузить её необходимым интеллектуальными объектами.

Изменение в потреблении информации приводит к тому, что мы переживаем, по сути дела, разделение мира не только мира на богатых и бедных, но и на умных и глупых.

Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия.

Отсутствие вертикальных систем управления и социальности, где есть верх и низ и переход к горизонтальному обществу ведёт к тому, что мы теряем навыки и биологические возможности к обучению.

Мы хуже учимся, и от этого страдает образовательный процесс.