Найти тему
Леон Томс

Архитектура, история и искусство в городе Герцогов

Как купить туристическую путевку дешевле

Более двух тысячелетий назад на этом месте был древний город — один из тех, что были основаны ещё при этрусках, а впоследствии стали основой и ядром Римской Империи. Завоёванная римлянами в 183 году до н.э., Парма носила в те далёкие времена звучное имя Августа Парменсис (Augusta Parmensis).

Старый парк тихо спит. У ранней весны слишком мало сил и тепла, чтобы пробудить к жизни зелёную листву деревьев. Голые ветви не скрывают фасада элегантного Герцогского Дворца — Палаццо Дукале.<p>

Его построили в 1561 году, через 15 лет после того, как Парма сделалась столицей Герцогства Пармы и Пьяченци. Приобретение Пармой высокого статуса столицы повлекло за собой изменение её облика. В городе появились дворцы и театры, аристократы строили виллы и разбивали парки.

Изящная резиденция в стиле эпохи Возрождения тоже окружена большим парком, отделившим её от шума обычных городских улиц и рыночных площадей.

Вилла или Герцогский дворец предназначалась для отдыха и светских приемов. Впоследствии, именно здесь устроит свою резиденцию Мария Луиза, герцогиня Пармская. С этой особой судьба сыграла странную шутку — молодая женщина выходила замуж за Императора, а оказалась на всю жизнь обручена... с Пармой.

В 1810 году, когда стало понятно, что Жозефина не сможет родить наследника Наполеону Бонапарту, император женился во второй раз — на дочери австрийского императора Франца I. Мария Луиза оправдала надежды, и уже через год после свадьбы подарила Наполеону сына, маленького Франца. А ещё через год Фортуна отвернулась от Императора, один за другим последовали последовали поражения в баталиях. Бородино, Ватерлоо...и изгнание.

Мария Луиза по решению венского конгресса получила титул Герцогини и была отправлена в Парму, где и правила более 40 лет, вплоть до самой смерти (в 1856 г.). Сейчас в музее Глауко Ломбарди хранится собрание личных вещей, принадлежавших Марии Луизе и Наполеону.

Герцогский парк отделяет от центра города река Парма, достаточно полноводная на исходе зимы, хотя вода в ней мутная и глинистая, дождевая.

Если лето выдаётся жарким и засушливым, водный поток иссякает, и тогда мосты соединяют берега над почти пересохшим руслом. Наверно, это выглядит не так красиво, как сейчас, ранней весной.

На противоположном берегу реки высится дворец Пилотта. Несколько громоздкий и мрачный, в чем-то даже несуразный, он, тем не менее, представляет собой важнейший исторический и культурный памятник города.

<p>

Строительство Palazzo della Pilottа началось в 1580 году по приказу герцога Оттавио Фарнезе. Задумка была необычной и грандиозной: большой коридор должен был соединить Герцогский дворец с крепостью, стоявшей на берегу реки Пармы. Вокруг этого коридора планировалось разместить помещения дворцовых служб: конюшни, казармы и оружейные.

В результате получился единый комплекс с мощными стенами, арками и внутренними дворами. Кстати, своё название дворец Пилотта получил от слова «пелота» — названия баскской игры с мячом, в которую играли в одном из внутренних дворов.

Выглядит дворец Пилотта, скорее, как форт, хотя проект был вовсе не таков. Изначально задумывался роскошный фасад и бельэтаж, однако, строительные работы прекратились в 1611 году и больше не возобновлялись.

Зато Palazzo della Pilottа ещё в 17 веке сделался культурным центром. В комплексе разместились галерея произведений искусств, библиотека и театр. Причем, театр, благодаря своим огромным эллиптическим размерам и деревянной отделке, считается уникальным. Он был построен в 1618 году герцогом Рануччио I по случаю приезда Козимо Медичи из Флоренции.

Сейчас помещения дворца занимают Национальный археологический музей, театр Фарнезе, библиотека и Национальная галерея. Фасад Пилотта со стороны, противоположной реке, смотрит на площадь Мира (piazza della Рace), похожую на зелёный городской сквер. На площади два монумента — композитору Джузеппе Верди и памятник Партизанам.

памятник Джузеппе Верди — жителю Герцогства Парма

Напротив, на улице Гарибальди и нескольких примыкающих к ней улицах находится комплекс зданий, перестроенный из целого квартала жилых домов, объединённых вместе в Palazzo di Rezerva. Комплекс был создан во времена Марии Луизы с целью расширения площадей для герцогской резиденции. В одном из его зданий сейчас располагается уже упомянутый выше музей Глауко Ломбарди.

По соседству находится театр Рэджио, созданный по распоряжению герцогини, всегда мечтавшей иметь в Парме театр, похожий на миланский Ла Скала.

Красиво выглядит фасад палаццо, обращённый к ул. Карло Пизакане. В 19 веке в этой части дворца было устроено отделение телеграфа, самого продвинутого на тот момент средства связи.

В наши дни здесь по-прежнему работает почтовое отделение -Палаццо делла Посте. Обязательно зайдите вовнутрь в часы открытия! Внутренняя отделка помещения почты определённо заслуживает внимания.

Ещё несколько шагов по ул. Карло Пизакане, и мы окажемся на Соборной площади (piazza del Duomo), на которой находятся Кафедральный собор и Бабтистерий — самые значимые исторические памятники Пармы.

Бабтистерий представляет собой восьмиугольную башню из розового мрамора, и по праву считается символом города и его гордостью. Строение, действительно, великолепно — чередование сплошных и полых пространств в отделке фасада создаёт необычный эффект игры света и теней, а четыре яруса галерей с арками прямоугольной формы венчает аркада из более узких ложных арок.

Нижний ярус и порталы богато декорированы рельефами на библейские сюжеты и изображениями животных.

Работы по возведению баптистерия начались около 1150 года под руководством зодчего Бенедетто Антелами и растянулись почти на сто лет. Не так давно были найдены документы, пролившие свет на причину долгостроя. Для отделки сооружения использовался розовый веронский мрамор, поставки которого в какой-то момент прекратились из-за политических разногласий с синьором Вероны, Эццелино III да Романо, и возобновились лишь в 1249 году. Строительство было завершено к 1270 году, тогда же баптистерий был освящён.

Бабтистерий. Роспись купола

Кафедральный собор Пармы, посвящёный Успению Девы Марии, считается одним из важнейших памятников падуанского романского стиля северной Италии. Подобные храмы сохранились также в Кремоне и Пьяченце.

В нижнем ярусе простого по форме фасада открываются три портала, перед центральным входом установлены две фигуры сидящих львов. Верхняя часть фасада украшена тремя ярусами галерей.

Крыша колокольни, построенной в готическом стиле (конец 13 века) увенчана позолоченной статуей ангела. Сейчас на колокольной башне находится копия скульптуры, а оригинал хранится внутри собора.

Интерьер собора не такой древний, как само здание, его неоднократно переделывали и украшали в последующие эпохи, хотя некоторые из боковых капелл сохранили свой первоначальный готический вид и фрески.

Основная часть росписей главного нефа и купола созавлась в 16 веке, и является примером вкуса эпохи Возрождения.

Купол собора украшает фреска "Вознесение Девы Марии", написанная художником Корреджо в 1526 — 1530 годах. Четыреста лет спустя русский писатель и искусствовед П.П. Муратов напишет о Корреджо в своей книге "Образы Италии":

Пармский мастер создал здесь своё небо язычника и живописца...

Легендарное небо Корреджо покоряет нас силой своей трансцендентальной вещественности

Ещё один храм, достойный внимания, расположен на площади Стекката. Это построенная в 1521 году церковь Санта Мария делла Стекката (Santa Maria della Steccata), в которой находится усыпальница герцогов дома Фарнезе.

Из-за того, что итальянские храмы обычно закрываются на перерыв с 12-00 до 15-00, нам, к сожалению, не удалось зайти вовнутрь и увидеть знаменитые фрески с изображениями Святой Девы. Согласно "Жизнеописаниям..." Джорджо Вазари, эти росписи принадлежат кисти Браманте, но сейчас выдвигаются теории, что, возможно, над проектом работал Леонардо да Винчи.

А вот небольшой исторический курьёз. Почему-то именно рядом с церковью делла Стекката жители Пармы установили памятник Пармиджанино. Прозвище, которое буквально означает "малыш из Пармы" носил Джироламо Франческо Мария Маццола — итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения, написавший свою первую картину "Крещение Иисуса" в возрасте 16 лет.

В Парме художник работал над росписями церкви Св. Иоанна Евангелиста (в 1522 году), одновременно со знаменитым Корреджо, от которого многому сумел научиться. Впоследствии Пармиджанино приглашали работать в Рим и в Болонью.

церковь Сан-Джованни-Эванджелиста

В 1531 году художник возвратился в родной город. Достойных конкурентов у него на тот момент не было, поскольку Корреджо уже уехал из Пармы. Поэтому именно Пармиджанино получил заказ на роспись свода церкви Санта Мария делла Стекката. Взявшись за работу с большим энтузиазмом, художник сделал множество эскизов и рисунков, а также набрал целую группу помощников. Однако с течением времени Пармиджанино увлёкся алхимией и совершенно охладел к основной работе.

Настал день, когда терпению заказчиков пришёл конец, и художника заключили под стражу. Освобождения Пармиджанино смог добиться, лишь пообещав в короткий срок закончить работу, и... сбежал из Пармы в Казальмаджоре. Ну, и не шутка ли истории, что памятник художника теперь стоит именно возле этой церкви?

Джироламо Франческо прожил 37 лет, но так и остался Пармиджанино, "мальчиком из Пармы".

Но продолжим нашу прогулку по городу. Безусловно, самой красивой площадью Пармы является элегантная пьяцца Гарибальди (Piazza Garibaldi), построенная в 19 веке. Это место всегда было сердцем города — уже в 183 году до н.э., когда Парма стала римской колонией, здесь располагался форум.

фото из интернета

Сейчас площадь Гарибальди окружают многочисленные магазины и исторических кафе, для горожан это излюбленное место встреч.

памятник Гарибальди

На площади Гарибальди находятся Дворец губернатора и ратуша со знаменитыми солнечными часами, которые разработал Бенедетти, Джованни Баттиста — итальянский математик и физик (1530-1590).

По этим часам, если только разобраться и внимательно посмотреть, можно узнать время в самых разных городах мира.

Ещё одним украшением площади является неоклассический фасад, достроенный к средневековой церкви Сан Пьетро Апостоло (San Pietro Apostolo).

Наконец, на площади Гарибальди находится туристический офис города, где можно получить карту и поинтересоваться экскурсиями по окрестностям. А в этом районе есть, что посмотреть. Когда забег по достопримечательностям будет окончен, можно просто пройтись по тихим и чистым улочкам Пармы, ведь её центр — одно из самых приятных мест для прогулок!