Начал работать в заповеднике. Основные пути передвижения – это реки, а на них масса названий. Большинство вполне понятных: речки Горелые (протекают по борам, где регулярно проходят низовые пожары), речки Кедровка, Еловка, Берёзовка, Волосница (здесь располагался волок из бассейна реки Камы в бассейн Печоры). Есть место под названием Белый мох, тоже понятно, сосновый бор подходит близко к берегу и виден белёсый лишайник – ягель. А дальше по реке нависает над рекой скала – Канин нос. Это уже не понятно, что за Кан? Есть вопрос, будем искать ответ.
Оказывается, слово «Кан» в переводе с мансийского означает «жертвенное место». Здесь найдена небольшая пещера, а в ней обнаружены изделия из кремня, кости, меди и её сплавов, серебра, железа, стекла, глины, остатки костров. Здесь в каменном и бронзовом веках было жертвенное место печорских вогулов (манси). Оказалось, что это территория, где жили, охотились вогулы. Есть ли ещё доказательства их пребывания на этой территории. Конечно, есть, и они на топографической карте, ведь название реки Унья переводится с мансийского, как «Большая река». В Уральских горах выделяется округлая высокая гора «Койп», в переводе с мансийского «бубен». Ещё больше уже русских названий, которые говорят о том, что здесь исконная земля вогулов: в самых истоках притоков Камы, всего в двух десятках километров от Печоры, находится речка Вогулка, в верховьях реки Печоры есть урочище «Манские луки», а уже между грядами Уральских гор впадает в Печору река Манская Волосница, от истоков которой по волоку можно перейти за Урал и попасть в реки бассейна Оби.
Следует отметить, что прежде вогулы были весьма воинственны. В исторических хрониках отмечено, что 1392 году они совершили набег на зырян (коми) и осадили Усть-Вымь, поселение основанное в 1380 году. После того, как зыряне стали платить дань московским царям, они их взяли под свою защиту. Чтобы зыряне могли без опасения за свою жизнь охотиться в Предуралье, на земли вогулов для их покорения и получения дани не раз посылались войска. Принято считать переломным годом в покорении Сибири поход Ермака в 1581 году, но и после него не прекратились стычки между местными охотниками и пришедшими охотиться сюда издалека. Так столкновение произошло 1594 году между вогулами и верхневычегодскими охотниками. В 1689 году вогулы направили жалобу в Москву, в которой они обвиняют чердынцев в захвате их угодий.
Интересно было узнать, есть ли связь между двумя близко живущими народами – зырянами и вогулами.
Данные исторического языкознания позволяют включить язык коми (зырян) в уральскую языковую семью, представленную двумя крупными ветвями – финно-угорской и самодийской. К финно-угорским языкам относятся пермские (коми и удмуртский), волжско-финские (марийский и мордовский), прибалтийско-финские (саамский, финский, карельский, вепский, водский, эстонский, ливский), к угорским – венгерский, хантыйский и мансийский. Самодийские языки представлены ненецким, энецким, селькупским. Все эти народы являются родственными по происхождению, что доказывается близостью их языков, наличием общекоренных слов, обозначающих элементарные понятия. Следовательно, в глубокой древности предки всех перечисленных народов говорили на одном языке и жили на определённой, довольно ограниченной территории. Эта территория в северо-восточной Европе между Уралом и средней Волгой, а возможно и Балтийским морем. Обособление предков коми и удмуртов от остальных финно-угров произошло примерно в 1 тысячелетии до нашей эры. Они жили, где-то в бассейне нижней Камы и её притока Вятке, а, может быть, и южнее - в непосредственной близости со скифо-сарматами, на что указывают заимствования названия металлов из иранских языков в коми и удмуртском языках.
Угорские племена из Южного Зауралья частью вошли в состав коми-пермяков, коми-зырян и удмуртов, а другая их часть в IX веке нашей эры переселилась на территорию современной Венгрии.
Приход в таёжные районы Приуралья кочевых племён степного происхождения связан с событиями эпохи великого переселения народов, начало которого было положено гуннами. Гунны при своём движении на запад вовлекли в свой поток соседние скотоводческие племена, разные по своей этнической принадлежности.
В Музее природы Печоро-Илычского заповедника у самого входа в краеведческий зал стоит деревянный идол. Найден он в 30-х годах прошлого века в горах Урала. Это изображено божество народа манси. Изучая книги об истории коми народа, увидел изображения древних богов, которым покланялись зыряне до принятия христианства. Некоторые из них отличались, но были и такие, что полностью совпадали с нашим, представленным в музее. Что ещё раз подтверждает, что народы коми и манси имеют общие древние корни, общее происхождение, что отмечают и лингвисты.
Читайте, комментируйте, ставьте лайки. До встречи на канале.