Через месяц- самая печальная дата для всех поклонников группы Queen. 24 ноября 1991г. ушёл непревзойдённый и неповторимый Великий Притворщик. Артист, чьё творчество, талант, смелость, и, главное, сила духа и желание творить, буквально на последнем дыхании ( Keep working until I f...g drop ) меня восхищают и вдохновляют! Чья музыка не раз помогала скрасить не самые приятные моменты, а лирика добавляла цвета в, иногда становящимися серыми не по моей вине, будни.
Наш дорогой Freddie Mercury.
Кто знает, удастся ли помянуть по-человечески в эту дату... Говорят, если 23 ноября не увидим новолуния, то ждём (опять-с!) конец света. Интересно, а что думает королевский Галилео?
Я слушаю песни Queen (спасибо родителям) с раннего детства, и, иногда задаюсь вопросом: почему на фоне громадного музыкального мира, с яркими и не менее талантливыми творениями, меня привлекает именно этот музыкант? Может быть потому, что все эмоции на сцене настоящие, не поддельные? А в песнях настоящие чувства? Я интуитивно чувствую какую-то большую тайну…
Наверное, это загадочное волшебство и вдохновляет меня в творчестве. Я сама пытаюсь что-то создать сказочное… Так, как могу. Я всего лишь игрушечных дел мастер. Я так вижу.
И мой новый (203-й) проект- театр в чемодане- как всегда, предназначен для детей, которые уже давно выросли, но не заметили этого и всё так же продолжают играть в свои любимые игрушки и верить в чудеса. Как, впрочем, и я!
И в своём творчестве я пытаюсь смотреть на мир наивными глазами ребёнка и разглядеть то, что взрослым, увы, иногда, не под силу. Мои детские воспоминания приходят чаще во снах.
Наверное, отправной точкой в эту такую сказочную и запутанную историю послужила (как бы это ни было банальным) дата готовности проекта- 5 сентября. С упоминания этой волшебной даты и началось моё «второе пришествие» в, поистине фантасмагоричный мир. мифического бога Меркурия, который в земном мире был человеком по имени Фредди. И, эта дорога оказалась столь увлекательной и забавной, что хочется продолжить путь, возможно, он приведет к неожиданной цели… но, пока она только мираж…
Дорога начинается с первого шага.
Детство, это пора мечтаний. Мальчики- мечтают стать отважными рыцарями, девочки-принцессами и ждут своего прекрасного принца, сказочных приключений и богатых даров. Нет, принцессой я не когда не хотела быть. Должность феи-крёстной мне казалась намного перспективней.
Ведь всегда можно нафеячить себе чего-нибудь эдакого! Например, очутиться в волшебной стране очень похожей на ту, что рассматривала в случайно найденном на чердаке старом журнале.
Я настолько была очарована прекрасными созданиями с лёгкими крылышками, что в своём воображении с лёгкостью перенеслась в этот красивый маленький мирок. Ах, эта детская наивность, она и вправду, может творить чудеса! Все феи и эльфы с картинок были аккуратно вырезаны ножницами и развешены на ветвях большой груши в летнем саду моей бабушки. Лёгкий ветерок колыхал их крылышки. А я, с томиком Шекспира, читая ещё почти по слогам, уже там, среди них- в волшебном лесу, населенном духами, где кипят настоящие страсти.
Титания, царица всех эльфов и фей, упрекает своего мужа Оберона, за любовь к Ипполите. При этом она не желает расставаться с прелестным мальчиком- сыном жрицы и индийского султана, хотя прекрасно знает ревнивую натуру супруга. В свою очередь Оберон припоминает Титании все её измены и грозит наказанием за строптивость. Ссоры царственных супругов немедленно сказываются на природе: смертные вскоре будут молить о наступлении зимы, ибо лето приносит им одни огорчения: реки выходят из берегов, седой иней выступил на пунцовых розах, вороны разжирели от падали.
Титания сама говорит об этом Оберону, но из гордости не хочет уступать и отдавать ему в пажи своего индийского мальчика — тогда Оберон смачивает глаза спящей Титании соком магического цветка, пробуждающего любовь к первому встречному. Воспылав страстью к ремесленнику с ослиной головой, царица эльфов ласкает и ублажает его.
— это жалкое зрелище побуждает Оберона освободить от чар жену, которая воспринимает все случившееся как дурной сон. И в сказочной стране вновь возрождается равновесие, радость и счастье.
Но, в мире людей не всё подчиняется нашим желания. Однажды ночью был ураган и наутро я не нашла своих фей на ветвях… горькое разочарование и слёзы пришлось сменить надежной на то, что мои феи ожили по-настоящему и улетели в свою страну, а я обязательно с ними встречусь вскоре…
И, действительно!
Однажды, я очутилась на невероятном театральном представлении, где герои моих грёз ожили, но уже в другом, более взрослом и необычайном виде, но не менее сказочном.
С тех пор, в моём понимании театр обязательно должен быть красивый, яркий, костюмированный, с песнями, танцами, слезами и смехом. И пусть даже немного гротескный, завораживающий своим драматизмом, вызывающий бурю эмоций… Это как будто ты переносишься в какой-то необъяснимый новый (или прежний?) мир, вневременное пространство и сам становишься частью действа, происходящего на сцене, сопереживая или радуясь за героев. И пьеса обязательно должна быть о любви! О любви разной, не всегда, увы, счастливой…
Такова It's a Hard Life
Похож ли клип на эти сказочные иллюстрации?
Для меня очень! И, стоит ли упоминать, что это видео просто потрясло воображение маленькой девочки, вновь вернув её в сказочный мир, который из иллюзорного превратился в настоящий и заставивший преклонить голову в знак почтения Королеве!
Далее, вы убедитесь сами, что визуальным вдохновением для этого клипа стало творчество английского художника ДЖОНА АНСТЕРА ФИЦДЖЕРАЛЬДА (1819 – 1906)- яркого представителя сказочной викторианской живописи. О его жизни известно мало. Современники вспоминали о нём: «Он был живописный старик, embued! ... Вся его жизнь была одним длинным "Сном в летнюю ночь"».
Искусствовед писал о его работах: «…яркий мир, созданный Фицджеральдом, при ближайшем рассмотрении становится мрачным, заполненным маленькими порочными феями...»
Художник часто использовал яркие цвета: красные, синие и пурпурные, фон на его картинах обычно тёмный. Персонажей всегда большое количество, они вступают друг с другом в странные, часто враждебные отношения…
Видел ли эти картины Фредди?
Уверена! Хотя бы учитывая тот факт, что композиция The fairy feller's master-stroke Мастерский замах эльфа-дровосека (ссылка в конце статьи)–зарифмованное описание картины художника Ричарда Дадда (1817 – 1886) так же рисовавшего фей и эльфов, вдохновившая Фреда, который и сам был художником и коллекционером живописи.
«Я люблю слушать Джими Хендрикса и Лайзу Миннелли, посещать художественные галереи. Мне нравится большинство викторианских художников. Обычно я обращаю внимание на детализацию и основную палитру рисунков..." (из интервью Ф. Меркьюри Cкотту Коэну для американского журнала Circus 1975 г.)
Весь мир - театр, а люди в нем - актеры!
Кто плут, кто - шут, а кто простак, мудрец или герой.
Мой театр в чемодане- навеян некоторыми песнями и образами, воплощёнными моим кумиром на сцене. Сказать правду, завуалировать её символами и добавить милую шутку- в этом и есть весь Фредди Меркьюри. А я не была бы собой, если бы в своём творчестве ко всему относилась с полной серьёзностью.
Любите ли вы театр, так, как я люблю его? Даже не сомневаюсь, что среди моих читателей множество поклонников Мельпомены. Но и у противников есть своё мнение, каждый может выражать свои чувства. Спорить не буду. Я не Станиславский, я верю…
Итак, текст композиции It's a Hard Life . Как говорил сам Фредди: «Слушайте мои песни, там вся правда»
Мне не нужна моя свобода
Нет смысла жить
С разбитым сердцем.
В этой сложной ситуации
Я должен винить только себя
Это простая правда жизни
Это может случиться с каждым
Ты выигрываешь – ты проигрываешь
Тебе приходится рисковать в любви (обыгрывается фраза – take a chance with life – рисковать своей жизнью)
О, да – я влюбился
А ты говоришь, что все кончено
И я теряю голову от любви.
Это тяжелая жизнь
Быть верными возлюбленными
Любить и жить вместе в сердцах друг у друга
Это долгая и тяжелая битва
Научиться заботиться друг о друге
Доверять друг другу
С самого начала
Когда влюблен.
Я пытаюсь склеить разбитые кусочки
Я пытаюсь проглотить слезы
Говорят, это просто такой душевный настрой,
Но это может случиться с каждым
Как-же больно – глубоко внутри
Когда твоя любовь спускает тебя с небес на землю
(возвращает к суровой действительности)
Жизнь – боль, сам себе хозяин (я одинок)
Сейчас я жду, что бог мне пошлет кого-то
Я жду любви
Да, жизнь тяжела
В мире, наполненном печалями
Есть люди, которые делают все, чтобы найти любовь
Это долгая и тяжелая битва
Но я живу ради завтрашнего дня.
Я оглянусь в прошлое, посмотрю на себя и скажу –
Я сделал это ради любви
Да, я сделал это ради любви
Ради любви –
Я сделал это ради любви.
В самом начале композиции звучит, мотив из оперы «Паяцы» Леонкавалло. Слышали наверняка: «Смейся, паяц, над разбитой любовью…» Герой этой пьесы выходит на сцену в комедийной постановке, только что уличив жену в измене, но пытается скрыть свои слёзы. Но, в итоге всё актёрское мастерство покидает его и на сцене разворачивается настоящая жизненная трагедия, приводящая зрителей в ужас.
Паяц — Канио; Коломбина, его жена — Недда; Арлекин, поклонник Коломбины — Беппо; Таддео, слуга — Тонио.
Коломбина ожидает любовника. К домику подходит Арлекин и поёт ей любовную серенаду. Коломбина впускает его через окно, и они договариваются ночью бежать. Приходит муж, слышавший последние слова: «Этой ночью навсегда твоей я буду». — (Те же слова, что шептала Недда своему любовнику- крестьянину Сильвио). Канио принуждает себя к спокойствию, но с этой минуты фарс, разыгрываемый на сцене, и подлинная драма сплетаются; на подмостки паяцев входит сама жизнь.
В Канио теперь бушуют настоящая страсть и ревность. Он уже не играет роль в пьесе, а непосредственно живёт на сцене. Он свирепо требует, чтобы жена произнесла имя соблазнителя. Недда с отчаянным усилием стремится повернуть дело в русло игры, шутки. Она делает вид, будто не знает, что муж хочет услышать имя её настоящего любовника, и продолжает играть и шутить, внутренне содрогаясь от страха.
Но тут уже игрой не поможешь. Напрасно Недда хочет отделаться от Канио. Тот преграждает ей путь и закалывает её. В предсмертных муках зовёт она своего возлюбленного. Сильвио вскакивает с места и бросается на сцену, чтобы спасти Недду, но взбешённый ревностью муж убивает и его.
Зрители сбегаются к подмосткам. Сражённый тяжестью своего кровавого поступка, Канио роняет нож. Тонио объявляет публике: «Финита ля комедия!»
Поэтому в клипе можно заметить персонажи итальянской комедии дель арте - Пульчинеллу, Арлекина, Коломбину и Капитана, которые, взявшись за руки, кланяются Фредди, как своему собрату, верно продолжающему их традицию.
Ведь именно комедия дель арте считается прародительницей современного театра.
Комедия дель а́рте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра.
К XIX веку комедия дель арте изживает себя, но находит продолжение в пантомиме и мелодраме. В России в XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова. Принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных сериалов, а искусство импровизации — stand-up comedy.
Вообще-то клип собран из множества символов. Достаточно серьёзных и с глубочайшим смыслом для тех, кто посвящён Королевой. Попробуем разобраться.