"Борьба" (1950) - криминальный боевик с хорошо развитой романтической линией. Ашок Кумар здесь в паре с Налини Джайвант —отличной актрисой, к сожалению несправедливо забытой даже в Индии. Фильм не демонстрировался в СССР. Но наше время хорошо тем, что переводят много. Теперь зрителю доступно гораздо больше отличных фильмов.
Режиссёр фильма - Гьян Мукхерджи — бенгалец по происхождению, был одним из ведущих кинодеятелей первой крупнейшей студии Болливуда «Бомбей Токис» в 40-х — начале 50-х годах прошлого века . Он был законодателем моды в Болливуде, создателем, ключевых кино-формул, которые потом многие десятилетия использовались в качестве канонов индийского кино: «преступление и расплата», «юноша встречает девушку», «потерянные и найденные дети». Создатель первого в истории Индии блокбастера на все времена - Судьба/ Kismet (1943). Популяризатор образа антигероя, как главного героя, обладающего значительными негативными качествами, но обаятельного, привлекательного и харизматичного.
Завязка сюжета "Борьбы" вкратце следующая. У добропорядочного и принципиального в своей профессии полицейского из небольшого городка по прозвищу Тхакур умерла жена от послеродовой горячки. Весь мир стареющего Тхакура теперь сошёлся на его любимом сыне Кунваре (играет маленький Шаши Капур), которого он ласково называет Раджу. Он воплощение всех его чаяний и надежд. Отец воспитывает сына один, излишне его балуя и потакая даже ненужным, а порой опасным капризам. В результате подросток знакомится с проходимцами, играет в карты на деньги и даже стаскивает у отца его табельный пистолет, ради утверждения своего авторитета на улице. Ласков и мил он только с подругой детства Камлой.
Но дети вынуждены расстаться. Тхакур наконец понял, что сын может пойти по дурной дороге и уезжает вместе с ним в большой город. Взрослый Кунвар (Ашок Кумар), не пошёл по стопам отца, но занялся бизнесом. Он владеет собственным отелем, который на самом деле является лишь прикрытием не только для подпольного казино, но вообще преступным притоном. Молодой человек превращается в мафиози и только мысли о добряке старике отце, да воспоминания об утраченной подруге детства Камле (Налини Джайвант) ещё могу осветить его потемневшую душу и пробудить в ней добрые чувства и мысли.
Фильм «Борьба» - предшественник всех историй о историй о противостоянии отца полицейского и сына-преступника, которые впоследствии также стали излюбленной тематикой индийского кино. Ашок Кумар мастерски развивает и усложняет образ антигероя. Его игра, ещё более усиленная и акцентированная свето-теневыми визуальными эффектами поражает своим зрелым мастерством. Его Кунвар постоянно курит сигареты, даже когда купается в реке. И в самый романтичный момент вместо красивых слов он просто рисует сердечко на коже возлюбленной пеплом от сигареты.
Это очень эффектный, особенно для своего времени представитель криминального жанра в стиле нуар. Кино насыщено событиями, экшен-сценами, среди которых особенно запоминаются моменты облавы в отеле, драки в движущемся поезде и кульминационной предфинальной перестрелки. Sangram хорошо сочетает в себе элементы боевика, драмы и романтики с напряжённой психологической атмосферой. А контрастная монохромная съёмка оператора Йозефа Виршинга с яркими пятнами света на фоне глубоких и резких теней создаёт впечатляющую нуарную атмосферу. Скорее всего именно ею вдохновился Гуру Датт, работавший ассистентом режиссёра при создании этой кинокартины, и в дальнейшем развил увиденные им стилистические приёмы в своих фильмах.
Это отнюдь не история искупления героем своих злодеяний. Кунвар не раскаивается в своих поступках, но последователен в своих идеях и представлениях о мире до самого конца. Это не герой с серыми оттенками, это именно антигерой в качестве центрального персонажа. Но ряд его положительных качеств и поведение в некоторых ситуациях всё-таки вызывают сочувствие и сопереживание у зрителя. Это очень реалистичный и сложный герой. И Ашок Кумар воплощает все грани его натуры в яркой, запоминающейся и психологичной игре. Судьба и расплата в конце концов настигают Кунвара и он даже не просит прощения и не высказывает сожаления. «Это не в моём стиле», - говорит он.
Sangram также прославился своим первым в истории индийского кино появлением главной героини (Налини Джайвант)в купальном костюме. Конечно, это было ещё далеко не бикини, о котором индианки того времени даже помыслить не могли. Однако девушка продемонстрировала обнажённые ножки и декольте в весёлой жизнерадостной песенке, снимаемой на реке, что было очень смелым поступком для консервативного традиционного общества. В общем фильм стал большим хитом и шестым самым кассовым в Болливуде в 1950-м году.
(с) Падмини (Анна Воронова)