Найти тему
Семена счастья

Как нельзя сочувствовать и поддерживать? 5 ошибок в общении с больным

"Моя подруга Маша заболела ОРВИ. Высокая температура, кашель, голова раскалывается, слабость. Всё, как это обычно бывает, но Маша разнервничалась: очень возможно, что накануне она общалась с больным коронавирусом.

-Ну что у меня за ужасный иммунитет? Утром пообщалась с больным и заболела, считай, уже на следующий день к вечеру!

-Да не переживай ты так, у тебя отличный иммунитет! Ты же редко болеешь ОРВИ. И сейчас у тебя организм отлично сопротивляется. Все будет хорошо! Не стоит волноваться! - пытаюсь её успокоить.

-Ага, отличный, заболела с пол-оборота! Я чувствую, это точно ковид! Самочувствие такое странное...

-Давай не будем делать выводы раньше времени, анализ еще не готов. Может, это что-то другое, сейчас все чем-то болеют - осень. Почему сразу обязательно ковид? Не накручивай ты так себя, - стараюсь настроить подругу на положительный лад.

- Врач считает, что мне не положена компьютерная томография. А что если у меня уже пневмония развивается? Он об этом не подумал?

- Маш, успокойся. Сходи тогда сделай самостоятельно томографию, чтобы не нервничать. Чувствуешь ты себя сносно, вот и сходи, это же не так сложно.

-Я хочу томографию по ОМС! Чем я хуже других?

И так каждый день. Маша такая тревожная, приходилось каждый день ей звонить, писать, все время успокаивать. Однако, когда она выздоровела, то вместо благодарности предъявила мне кучу претензий. Мол, какая я подруга, если даже ей нисколечко не сочувствую?! Только вслух без конца выражаю все свои сомнения, будто она всё преувеличивает или вовсе лжёт о своём состоянии. Да всё советы раздаю и поучаю. Всё это её ужасно обижает, видите ли.

Ну вот как так сказать можно было, что я не сочувствую? Я же к ней со всей душой!"

Возможно, и с вами когда-то такое бывало. Человек жалуется, вы вроде как его всячески поддерживаете, успокаиваете, а он почему-то недоволен. А то даже расстроен и обижен на вас. Это не только про болезни, это про любые жизненные проблемы. Почему же так происходит?

Давайте разберём типичные ошибки "сочувствующего" и "поддерживающего".

1. Нельзя преуменьшать проблемы человека.

Преуменьшение проблемы всегда воспринимается как некое обесценивание, а это, согласитесь, никому неприятно. Каждый человек считает, что его проблемы или состояние здоровья заслуживают особого внимания. Плюс, как известо, у страха глаза велики. Охать-ахать и преувеличивать вместе с человеком тоже не стоит.

Просто искренне сочувствуйте, но старайтесь, по возможности, не преуменьшать и не преувеличивать проблему.

2. Не следует сравнивать проблемы человека с проблемами других людей и приводить соответствующие примеры из жизни.

Особенно опасно сравнивать человека с вашими общими знакомыми. Вы точно получите по башке, если скажете что-то похожее: "Надо же, бедняга, как ты разболелась. А Надя выздоровела за 2 дня, видимо, потому что занимается фитнесом и придерживается низкоуглеводной диеты."

Также не следует сравнивать с собой и приводить примеры из своей жизни. Поверьте, реплики типа "А вот когда я болел в прошлом году, у меня кашель был еще сильнее..." не могут не раздражать. Откуда вы знаете, что чувствует человек?

Выслушивайте, сочувствуйте, но не сравнивайте ни с кем.

3. Нельзя высказывать свои сомнения вслух.

Особенно не стоит высказывать свои сомнения по поводу диагноза, методов обследования, схемы лечения. Болезнь - это всегда неизвестность. А ваши сомнения создают ещё большую неопределённость, которая тревожит человека еще больше. Человек и так не чувствует себя в безопасности, и так сильно тревожится, когда у него проблемы.

Если вы не врач, не высказывайте сомнений вслух и не давайте советов по лечению.

4. Не стоит выспрашивать подробности, уточнять несущественные детали.

Такие расспросы тоже создают напряженность и повышают тревожность. Кроме того, легко можно затронуть невзначай личные границы собеседника. Вам точно нужно знать, какого цвета у него сегодня мокрота и не было ли поноса? Не думаю. А вот собеседнику может ещё больше поплохеть от таких въедливых расспросов. Плюс, когда вы так излишне эмоционально и заинтересовано расспрашиваете о симптомах, то у него может сложиться странное впечатление, что вы как будто заинтересованы, чтобы этих самых симптомов было побольше. Иначе откуда столько энтузиазма?

Слушайте, что человек рассказывает и спокойно сочувствуйте. Не расспрашивайте о несущественных подробностях.

5. Не нужно говорить слишком эмоционально и использовать поучающий тон.

Не забывайте, что вы разговариваете со взрослым человеком. Ваша задача его успокаивать и поддерживать, поэтому следите за интонацией. Слишком эмоциональная речь вызовет у собеседника либо тревогу, либо попросту его утомит. Никогда не следует разговаривать со взрослым как с маленьким ребенком, даже если вы уверены, что он не прав.

Меньше настойчивости, напористости и категоричности.

Не забывайте, что любой болеющий человек имеет право временно побыть самым больным в мире человеком! :)

Ищите другие статьи по психологии общения по тегу #роскошь человеческого общения