Найти тему
Искусство Звука

Романтические ансамбли. Людвиг Шпор

В историю музыки Шпор вошел как выдающийся скрипач и талантливый композитор, писавший оперы, симфонии, концерты, камерно-инструментальные произведения. Направление творчества Шпора было преимущественно романтическим. Правда, его первые скрипичные концерты по стилю еще примыкали к классическим концертам Виотти и Роде, но последующие, начиная с Шестого, все более и более романтизировались. То же происходило и в операх.

Шпор в 1838 году
Шпор в 1838 году

Однако, в музыке его сентиментализированная романтика сталкивается порой с чисто немецкой глубокомысленностью и педантичностью, сохраняющими интеллектуализм классического стиля.

По мнению Вагнера, характер дарования Шпора — элегический. Но главный недостаток — ученость: «Ох, уж эта наша проклятая ученость — источник всех немецких зол!» Именно ученость, педантизм и респектабельность заставили некогда Михаила Глинку иронически назвать Шпора «дилижансом крепкой немецкой работы».

Родина научного социализма, взрастившая Маркса и Энгельса, Германия являлась в то же время страной, где создалась благодатная почва для развития созерцательной романтики Шпора.

Шпору нельзя отказать в благородстве, духовной чистоте и возвышенности, особенно привлекательных в пору безудержного увлечения виртуозничаньем. Шпор не профанировал любимого им искусства, страстно восставая против того, что ему казалось мелким и пошлым, служащим низменным вкусам.

*******

Нонет фа мажор для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, op. 31 (1813)

Нонет (итал. nonetto от лат. nonus — девятый) — в академической музыке ансамбль из 9 исполнителей (с самостоятельной партией у каждого) или произведение для такого состава исполнителей.

Сравнительно устойчивая конфигурация инструментов в нонете строится на балансе между смычковыми и духовыми инструментами: флейта, гобой, кларнет, фагот, труба (или валторна), скрипка, альт, виолончель и контрабас.

*******

Октет ми мажор, Op.32

Октет (от итал. ottetto, фр. octette, octuor, англ. octet, от лат. octo — восемь)— музыкальный ансамбль из восьми музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов, а также произведение для такого ансамбля.

В классической музыке октет является одной из широко распространенных форм камерного искусства: коллективы из восьми исполнителей исполняли серенады и дивертисменты еще в XVII веке. Слово «октет» появилось только в начале XIX века, как название композиции принца Прусского Луи Фердинанда, чей октет соч. 12 (опубликована посмертно в 1808) включает пианино вместе с флейтой, кларнетом, 2 валторнами, 2 скрипками и 2 виолончелями. Позже октеты с фортепиано были написаны, например, Фердинандом Рисом (op. 128, 1818, для кларнета, валторны, фагота, скрипки альта, виолончели и контрабаса), Антоном Рубинштейном (op. 9, 1856, для флейты, кларнета, валторны, скрипка, альт, виолончель, контрабас), Павлом Юоном (Камерная симфония, соч. 27, 1907), Галиной Уствольской (1950, для четырёх скрипок, двух гобоев, фортепиано и литавр).

Дмитрий Шостакович написал «Две пьесы для струнного октета» (соч. 11, 1924―1925), Игорь Стравинский создал «Октет для духовых» в 1924 году.
Струнный октет может быть организован как
двойной квартет (четыре одинаковые партии для каждой пары инструментов) — четыре сочинения такого состава написал, в частности, Луи Шпор.

Двойной струнный квартет №4 соль минор, op.136

*******

Струнный квинтет № 5.

Allegro moderato

Всего Шпор написал 7 струнных квинтетов и 36 струнных квартетов.

Квинтет (итал. quintetto от лат. quintus — «пятый») — музыкальный ансамбль из пяти музыкантов-исполнителей. В камерно-инструментальной музыке квинтеты могут быть однородными (пять струнных смычковых, пять деревянных духовых, пять медных духовых инструментов и т. д.) и смешанными (смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.). Квинтет, обычно именуемый фортепианным, включает, как правило, фортепиано и струнный квартет. Струнный квинтет и квинтет для струнных и духовых инструментов сложились во второй половине XVIII века (Гайдн, Моцарт). С тех пор квинтеты пишутся, как правило, в виде сонатных циклов. В XIX—XX веках получил распространение фортепианный квинтет, в котором возможно противопоставление богатых и разнохарактерных тембров фортепиано и струнных (Шуберт, Шуман, Брамс, Танеев, Шостакович).

*******

Трио №2 фа мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, op.123

Совершенно очаровательное произведение...

Фортепианное трио — камерный ансамбль в составе фортепиано и, как правило, скрипки и виолончели, а также произведение для такого состава инструментов. Фортепианное трио как музыкальный жанр происходит от старинного жанра трио-сонаты. Классический тип фортепианного трио сложился в середине 18 века в творчестве композиторов мангеймской школы. Наряду с симфонией, сонатой и квартетом представляет собой произведение в форме сонатно-симфонического цикла, имея трёх- или четырёхчастную структуру. Первая часть обычно написана в сонатной форме. Людвиг Шпор является автором 5 фортепианных трио (1841-47).

Один из первых романтиков в музыке - Людвиг Шпор

Высокое звание музыканта. Людвиг Шпор