Найти тему
Просто филолог

Самый простой способ подготовки к итоговому сочинению. Полезные советы от ФИПИ, о которых почему-то молчат многие учителя

Хороший учитель, готовя своих учеников к написанию итогового сочинения, всегда знакомит их в первую очередь с требованиями к работе и критериями оценки. И подчёркивает при этом важность второго критерия: сочинение обязательно должно быть написано самостоятельно, иначе – «незачёт». Так что читайте, дорогие детки, читайте первоисточники и ни в коем случае не пользуйтесь интернет-заготовками.

Это на самом деле хороший учитель, предлагающий ученикам пойти по пути самостоятельного творчества. И здорово, когда ученики имеют достаточную мотивацию, чтобы пойти по этому пути. Как и было задумано изначально: итоговое сочинение как возможность реализовать учащимися свой творческий потенциал.

Но, по данным ФИПИ, таких креативных, кто в сочинении демонстрирует «свободное самостоятельное рассуждение с опорой на собственный читательский опыт», 10-12%.

А что же представляют собой остальные 88-90% работ? По мнению ФИПИ, это сочинения, написанные на основе использования заимствования отдельных фрагментов так называемого «тематического конструктора», размещенного на различных интернет-ресурсах. Проще говоря, готовых аргументов и целых сочинений.

97,6 процента работ зачтены
97,6 процента работ зачтены

Каково же отношение ФИПИ к таким работам?

Очень даже лояльное. Видимо, там тоже понимают, что не всем быть лириками. Мало того, в «Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению» даже размещен список интернет-источников, которыми учащиеся могут воспользоваться на подготовительном этапе.

Скажу больше: ФИПИ рекомендует пользоваться в ходе подготовки готовыми образцами сочинений и аргументами, естественно, не воспроизводя их целиком и без изменений, а перекомпоновывать материал, пересказывать его своими словами, «упрощая сложные формулировки и адаптируя к особенностям своей речи». Вообще чтение и осмысление чужого готового текста ФИПИ рассматривает как важный этап подготовки к сочинению.

В тех же «Методических рекомендациях» ФИПИ приводит список сайтов, где можно разжиться приличными шаблонами и клише))) При этом напоминая, что работа творческая, шаблон здесь лишнее… Но если надо, то пожалуйста. Я бы не удивилась, если бы увидела там еще список рекомендованной литературы типа «100 золотых итоговых сочинений».

Вот такие простые и полезные советы даёт нам ФИПИ. Напоминая при этом, что «любые пути и средства, способствующие подмене сочинений клишированными псевдотекстами, противоречат самой идее данной формы контроля». Забавная у них логика: «…ведь можно то, чего нельзя, когда уж очень хочется».

Кому же адресует ФИПИ в первую очередь свои рекомендации? Думаю, тому большинству учащихся, для которых итоговое сочинение лишь еще одно досадное препятствие на пути к ЕГЭ. Тем же, кому нужен высокий балл за итоговое сочинение, наверное, стоит пойти дальше «тематического конструктора».