1 апреля 2020 года был запущен эксперимент по маркировке упакованной воды и продлится до 1 марта следующего года. Участие в нем является добровольным. Его участники должны зарегистрироваться в системе цифровой маркировки "Честный знак" и перейти на электронный документооборот. На каждую единицу товара наносится код Data Matrix. С помощью такого кода удается прослеживать весь путь воды - от изготовителя до покупателя. Таким образом, удастся обеспечить контроль на всей цепочке поставок и снизить долю "серого" рынка. По разным оценкам доля контрафакта на российском рынке питьевой бутилированной воды может составлять до 60%.
Эксперимент по маркировке продлится почти год - до 1 марта 2021 года. Затем будет переходный период, в течение которого подключение к системе маркировки будет добровольным. После него маркировка станет обязательной для всех производителей, импортеров и розничных продавцов. Конкретные даты пока неизвестны, о них будет объявлено дополнительно, по результатам пилотного проекта. Всеобщий переход на обязательную маркировку должен завершиться к 2024 году - к этому времени будут маркировать все без исключения товары.
Зачем вообще понадобилась маркировка питьевой воды?
Обязательная маркировка упакованной воды закрывает целый спектр задач:
- борьба с контрафактом. Ключевое направление работы. По разным оценкам, доля подделок на рынке минералки составляет от 1 до 30 процентов. Поскольку вода относится к товарам первой необходимости, наличие контрафакта необходимо исключить полностью;
- борьба с теневым рынком. В ЦРПТ уверены, что исключение из цепочки товарооборота серых продавцов ведет к росту выручки честных предпринимателей на 50-60 процентов, или 50-100 миллиардов рублей на отдельную отрасль. Оно и понятно: нелегальные торговцы не платят налоги, а значит, имеют конкурентное преимущество и держат цены ниже;
- повышение собираемости налогов и сборов. Если весь рынок будет работать в белую, увеличится налогооблагаемая база;
- обеспечение прозрачности всей цепочки товарооборота, от производителя до конечного покупателя. На любом этапе можно отследить, как и откуда здесь оказалась конкретная партия или бутылка. К тому же, в системе маркировки предусмотрен широкий общественный контроль. Любой, скачавший на смартфон официальное приложение “Честный знак”, сможет проверить подлинность бутылки и сообщить о нарушениях в контролирующие органы;
- сокращение бумажного документооборота. Весь обмен данными будет происходить в электронном виде посредством операторов электронного документооборота - ЭДО.
Какая вода подлежит обязательной маркировке?
Пока это только питьевая вода без каких-либо добавок: сахара и подсластителей, красителей и прочего. Так что время Coca Cola и Pepsi наступит немного позже. Даже вода, восстановленная из талого снега и льда пока не попадает под обязательную маркировку. А вот какая попадает:
- воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, лед и снег. Код ТН ВЭД - 2201;
- воды минеральные и газированные, природные минеральные воды. Код ТН ВЭД - 2201 10;
- негазированные бутилированные воды. Код ТН ВЭД - 2201 10 110 0;
- прочая бутилированная питьевая вода. Коды ТН ВЭД - 2201 10 190 0, 2201 10 900 0, 2201 90 000 0.
Что необходимо розничному магазину для маркировки питьевой воды?
Всё начинается с регистрации в системе мониторинга “Честный знак”. Для этого нужно заполнить заявку на официальном сайте, указав данные о компании. После этого вы получите доступ к личному кабинету.
Далее необходимо приобрести дополнительное оборудование, если это необходимо. Справедливости ради отметим, что большинство розничных магазинов уже имеют все, что нужно для продажи маркированных товаров.
Вот список техники и ПО:
- онлайн-касса. Фиксирует продажу маркированного товара и передает информацию оператору фискальных данных (ОФД). Единственное, что нужно проверить - это версию прошивки кассы. С кодами Data Matrix умеют работать устройства с прошивкой ФФД 1.05 и выше. В чеке есть специальный реквизит - код маркировки. У более старых прошивок такой признак отсутствует. Правда, перейти на ФФД 1.05 должны были все магазины с 1 января 2019 года, так что скорее всего вы это уже сделали;
- 2D сканер. Обычный одномерный не годится - он не сможет считывать коды Data Matrix;
- принтер этикеток. Необходим в случае, когда магазину нужно самостоятельно распечатать код маркировки;
- аппликатор для наклейки изображений с кодом на товар или упаковку. Нужен опционально, если придется наносить много кодов. В большинстве случаев клеить коды можно и вручную;
- товароучетная программа. Понадобится такая, которая поддерживает работу с маркированным товаром.
- система ЭДО. Можно подключиться к любому оператору электронного документооборота. Если вы уже пользуетесь ЭДО при обмене данными, ничего делать не придется.
На последнем этапе нужно обучить персонал новым правилам работы. Теперь при приемке товара надо сканировать коды маркировки и заносить их в товароучетную систему. При продаже единицы товара код маркировки погасится автоматически.
Кто будет маркировать бутилированную воду?
Эта обязанность возложена на производителей и импортеров. Все основные затраты понесут именно они. Правда есть три случая, когда наносить код маркировки должен магазин:
- код поврежден или уничтожен;
- покупатель произвел возврат товара;
- маркировка остатков продукции.
В этих случаях нужно запросить через личный кабинет “Честного знака” новый код, распечатать его и нанести на бутылку с водой установленным способом. Теперь ее можно продавать.
Если Вам понравился материал, оставляйте свои отклики нажатием кнопки "Понравилось!", и подписывайтесь на канал!