В этом материале мы расскажем вам, как правильно составить портрет клиента. Эта статья поможет в создании эффективных маркетинговых кампаний и увеличения конверсий вашего бизнеса.
Этап 1. Определение целевой аудитории и ее сегментов
Проанализируйте клиентскую базу и определите тех, кто покупает у вас: пол клиента, его возраст, местоположение, частоту покупок. Важно понять, с какими проблемами сталкивается целевая аудитория и какие у нее потребности.
Берем информацию из источников: опросы, данные клиентской базы в CRM, системы аналитики, социальные сети.
Как составить словесный портрет?
- Опросите ваших менеджеров в офлайн магазине, какие клиенты чаще всего приходят за покупками: одни или с партнером, другом или близким человеком; кто принимает решение о покупке; кто платит за товар.
- Попросите детально описать их: во что они одеты, как обращаются к вам, просят ли помощи в выборе товара, какие вопросы задают, какими гаджетами пользуются.
- Зафиксируйте полученные данные и попробуйте соотнести с теми описаниями, которые уже получились у вас, а также проанализировать клиентов с сегментами ЦА.
Шаг 2. Выбор характеристик сегмента
Для каждого сегмента нужно выбрать яркого и типичного представителя. Выбираем характеристики, которые помогут в создании портрета: демографические признаки, географическое положение, психография, социально-экономические данные, поведенческие факторы.
Шаг 3. Вопросы клиентам
После выбора характеристик составляем вопросы, которые мы будем задавать пользователям. Хорошо, когда один вопрос нацелен на сбор информации для отдельной группы характеристик клиентов.
Вопросы можно задавать в рассылках, во время звонка клиенту, в опросе на сайте, в социальных сетях или через рекламное объявление. Дополнительно вы можете привлечь психолога для анализа полученных ответов — это поможет составить психологический портрет пользователя, понять его ценности и эмоции.
Чтобы привлечь потребителя к прохождению опроса, можно предложить скидку или создать персональную подборку товаров, по интересующим характеристикам.
Шаг 4. Создаем портрет клиента
Из анкет выбираем одинаковые ответы и составляем единый портрет для каждого сегмента. Чтобы оформить портрет клиента, используйте специальные сервисы или обычный текстовый документ.
В целом этого достаточно, чтобы определить кто есть ваши клиенты и понять, как с ними правильно коммуницировать. Однако, это всего лишь малая часть работы. Еще стоит позаботиться об правильности оформления портрета и исключить потенциальные ошибки данных, которые могут всплыть по ходу дела.
Заключение
Если вы хотите узнать детально и на примерах, как составить портрет клиента, откуда брать информацию, как ее оформить и не допустить типичных ошибок, то читайте полную версию материала на нашем блоге.