Рады Вас приветствовать на канале ИВМ - История Военных Машин!
Сегодня будет небольшой рассказ об истории одного из тяжелых крейсеров Кригсмарине, построенных в довоенное время -
"Адмирале Графе Шпее", одном из 3-х спущенных на воду кораблей типа "Дойчланд"
Корабли данного типа получили в британской прессе ироничное прозвище "карманный линкор"
Причиной такого не очень приятного для военных Германии прозвища стали, по сути, последствия принятия Версальского Договора, в соответствии с которым немцы не имели право строить боевые корабли выше класса "броненосец"
Но, как говорится - если нельзя, но очень хочется, то можно.
По крайней мере для немцев не составило большого труда вкорячить в свои дредноуты 283мм орудия, когда Гитлер дал добро.
Для справки эти орудия использовались в основном на линкорах, которые могли превосходить по водоизмещению бронесносцы в несколько раз!
По задумке конструкторов эти корабли должны были уничтожать в бою любой тяжелый крейсер того времени и, в случае надобности, быть способными уйти от преследования линкоров.
И чтобы соответствовать заданным параметрам пришлось пожертвовать бронированием, которое не превышало 100мм в поясе корабля.
Итак "Адмирал Граф Шпее" был спущен на воду 30 июня 1934 года и в 1936 вошел в строй. Принимал участие в боевых действиях в гражданской войне в Испании, совершил несколько дальних походов, и хоть подошел к началу Второй Мировой Войны уже без статуса мощнейшего корабля флота, продолжал представлять из себя весьма грозную силу.
С началом войны наш герой, избегая обнаружения, смог добраться до Атлантики, где занимался рейдерством, потопив или захватив около 10 судов противника.
Конечно такие действия не могли долго оставаться безнаказанными и союзниками были организованы 8 тактических групп для противодействия рейдерам Германии.
Одна из таких групп и вышла 13 декабря 1939 года к заливу Ла-Плата, тем самым дав начало первому крупному морскому сражению 2-й Мировой.
В составе группы были : тяжелый крейсер "Эксетер" и 2 легких крейсера "Аякс" и "Ахиллес"
В ходе боя, продолжавшегося около 2 часов, "Адмирал Граф Шпее" по сути дал бой кораблям союзников, заставив выйти из боя практически потопленный Эксетер и сильно повредив оба легких крейсера.
Но встав на ремонт в порту Монтевидео, корабль получил вместо запрашиваемого 2-х недельного ремонта лишь 72 часа, в соответствии с нормами международного права.
И здесь большую роль в дальнейшей судьбе немецкого броненосца сыграют 2 вещи:
английская разведка, начавшая активно распространять информацию в порту о том, что выходы из залива перекрыты английской эскадрой и
тот факт, что собственный разведывательный гидросамолет "Арадо-196" был серьезно поврежден и взлететь, чтобы проверить эту информацию, не мог.
Все это вкупе приведет к решению капитана Ганса Лангсдорфа о затоплении корабля. Что было реализовано 17 декабря 1939 года путем подрыва пороховых погребов.
Благодарю за то, что дочитали до конца!
Если вам понравилось - Подпишитесь на канал, отдельное спасибо за лайки и комментарии! До новых встреч!
Модель "Адмирал граф Шпее"можно заказать здесь - КЛИК