Найти в Дзене
Graphic novels

Биография Льва Толстого в рисованных историях

Дмитрий Романов, Аскольд Акишин, Алексей Трошин, Алим Велитов, Вячеслав Халиков, Надежда Суркова, Юлия Николаева, Наталья Фомичева «Лев Толстой. Истории жизни». М.:  издательство книжного магазина «Циолковский», 2020
Дмитрий Романов, Аскольд Акишин, Алексей Трошин, Алим Велитов, Вячеслав Халиков, Надежда Суркова, Юлия Николаева, Наталья Фомичева «Лев Толстой. Истории жизни». М.: издательство книжного магазина «Циолковский», 2020

Серьезного и задумчивого Льва Толстого (1828 — 1910) — таким он смотрит на нас с портретов Крамского, Ге, Репина и Нестерова, с трудом можно представить героем комиксов. Хотя сам Лев Николаевич, наверное, заинтересовался бы подобной перспективой, ведь для своего времени он был очень прогрессивным человеком. Даже по современным меркам Толстой — вовсе не ретроград: сторонник здорового образа жизни, убежденный вегетарианец, заядлый велосипедист (освоил велосипед в 67 лет!), любитель модных гаджетов (надиктовывал тексты на фонограф, сам настроил фотоаппарат и сделал собственное фото, по сути, селфи).

Лев Толстой и Софья Андреевна. Фото: velomesto.com
Лев Толстой и Софья Андреевна. Фото: velomesto.com

Лев Толстой уже стал одним из персонажей сборника юмористических рисованных историй Алексея Никитина «Хармсиниада» — гнался за Пушкиным и побивал недругов палкой.

Менее эпатажную попытку рассказать о Льве Толстом в формате комикса, но уже биографического, предприняло комикс-сообщество «Хронограф», занимающееся популяризацией исторических рисованных историй. Сборник о Льве Толстом создан в рамках проекта «Страницы биографии российских писателей XIX века».

Яркую обложку комикса, на которой Лев Николаевич бодро едет на велосипеде, нарисовала Алиса Цыганкова. Но по цвету и настроению не весь сборник получился таким же радостным. Сценарист Дмитрий Романов рассказал семь ключевых, на его взгляд, эпизодов из жизни писателя. Использовал открывки из дневников Льва Толстого, к шести историям подобрал эпиграфы из евангельских притч, солдатских песен, лирики Данте, латинских афоризмов, из изречений Лао Цзы. Все эпизоды выполнены в разной стилистике, у каждого свой художник — от мэтров в мире российских комиксов (Аскольд Акишин) до начинающих карикатуристов (Юлия Николаева). В 2017 году художники работали со сценаристом Дмитрием Романовым над другим проектом — книгой «Писатели и революция»(«Комикс Паблишер»).

Сборник открывает «Кавказская муза», рассказ о бурной молодости Льва Толстого, с увлечением карточными играми, насыщенной светской жизнью и о том, как он оказался на Кавказе. Потрясающую черно-белую графику «Кавказской музы» сложно с чем-то спутать — историю отрисовал Аскольд Акишин.

-3

Второй эпизод «Просто и упрямо» рассказывает об участии Льва Николаевича в обороне Севастополя с ноября 1854-го по август 1855-го. Графическое оформление истории выполнил карикатурист-баталист Алексей Трошин, автор комикса о Первой мировой войне «Диптих» (издательство Jellyfish Jam). Художник решил эпизод в минималистичной стилистике. В отличие от первой, история уже не черно-белая, а тонально более сложная.

-4

В «Войне с миром» Лев Толстой возвращается в Петербург в 1856 году, останавливается у Тургенева, посещает заседания некрасовского «Современника», ведет светскую жизнь, в конце концов устает от нее и возвращается в Ясную Поляну. В этой истории больше цвета, городских и интерьерных зарисовок. Художник Вячеслав Халиков выбрал черно-желто-оранжевую цветовую гамму.

-5

Четвертая история «Глазами мужа» — о любви, о периоде сватовства Льва Николаевича к Софье Андреевне Берс. Даже в личных отношениях Лев Толстой поступал нетрадиционно, не так, как было принято в обществе того времени. Перед свадьбой он решил поделиться с Софьей Андреевной дневниками с подробностями своей холостяцкой жизни. Эта история получилась особенно эмоциональной. Сцена предложения, волнение Льва Николаевича, потрясение Софьи Андреевны от шокирующей правды о прошлом будущего мужа.

Художнику Алиму Велитову отлично удались женские образы — Софьи Андреевны и безымянных возлюбленных Льва Толстого. По цвету этот эпизод довольно сдержанный. Художник использовал приглушенный бордовый и белый. Очень выразительны живые карандашные линии, за которыми интересно наблюдать, будь то мимика персонажей, изгибы женского тела или стволов деревьев.

-6

В истории «В чем смысл» Лев Толстой показан на перепутье. Он пытается разобраться в себе, читает научные труды, ищет смысл жизни. Этот эпизод скорее философский — об отношении Толстого к вере. Художница Надежда Суркова подобрала приглушенные серо-коричневые, серо-зеленые оттенки, создала эффект размытого изображения. Последние кадры особенно мрачные. На них Лев Толстой сливается с толпой людей в церкви.

-7

Полная противоположность этому эпизоду по настроению и цвету — следующая история «Закон колеса», созданная в лубочном стиле. В ней Лев Николаевич уже выработал жизненную философию опрощения — отказа от удобств дворянской жизни, предметов роскоши, состояния, занялся благотворительностью и педагогикой. В Ясную Поляну приезжает друг Льва Толстого художник Илья Репин, написавший несколько его портретов. Репин становится свидетелем необычной сцены: Толстой в простой крестьянской одежде помогает мужику поставить колесо на телеге.

-8

Илья Репин наблюдает за ними из кустов. Сама сцена напоминает по колориту картину Репина «Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне» (1887).

И. Репин «Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне» (1887). Фото: gallerix.ru
И. Репин «Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне» (1887). Фото: gallerix.ru

В легкой скетчевой манере художницы Юлии Николаевой соединились графичные карандашные линии и яркие акварельные пятна для изображения сочной зелени, голубизны неба.

Последняя и самая мрачная история («Побег») посвящена уходу Льва Толстого из Ясной Поляны и его смерти на станции Астапово. Художница Наталья Фомичева сочетает работу графичными линиями, тоном, штриховку, создает мягкие пейзажи тушью. Помещает молчаливый разворот с идущим и уходящим вдаль Толстым, зловещими силуэтами деревьев и трогательным прощанием с собакой.

-10

В качестве эпиграфа для истории сценарист выбрал высказывание Лао Цзы: «Когда дело завершено, человек должен устраниться». История завершается закадровым упоминанием дао. В конце своего пути Лев Толстой встречает Лао Цзы, и это очень интересный сюжетный ход. Лев Николаевич всегда был открыт философским течениям. Эта встреча, пускай и в пространстве комикса, наверняка порадовала бы его.

-11

Сборник хорош стилистической неоднородностью, благодаря которой авторам удалось интересно рассказать о разных этапах и фактах жизни Льва Толстого. Рекомендую сборник всем любителям рисованных историй, в особенности исторических комиксов.

Сейчас «Хронограф» работает над графической биографией Достоевского, ждем с нетерпением.