Серьезного и задумчивого Льва Толстого (1828 — 1910) — таким он смотрит на нас с портретов Крамского, Ге, Репина и Нестерова, с трудом можно представить героем комиксов. Хотя сам Лев Николаевич, наверное, заинтересовался бы подобной перспективой, ведь для своего времени он был очень прогрессивным человеком. Даже по современным меркам Толстой — вовсе не ретроград: сторонник здорового образа жизни, убежденный вегетарианец, заядлый велосипедист (освоил велосипед в 67 лет!), любитель модных гаджетов (надиктовывал тексты на фонограф, сам настроил фотоаппарат и сделал собственное фото, по сути, селфи).
Лев Толстой уже стал одним из персонажей сборника юмористических рисованных историй Алексея Никитина «Хармсиниада» — гнался за Пушкиным и побивал недругов палкой.
Менее эпатажную попытку рассказать о Льве Толстом в формате комикса, но уже биографического, предприняло комикс-сообщество «Хронограф», занимающееся популяризацией исторических рисованных историй. Сборник о Льве Толстом создан в рамках проекта «Страницы биографии российских писателей XIX века».
Яркую обложку комикса, на которой Лев Николаевич бодро едет на велосипеде, нарисовала Алиса Цыганкова. Но по цвету и настроению не весь сборник получился таким же радостным. Сценарист Дмитрий Романов рассказал семь ключевых, на его взгляд, эпизодов из жизни писателя. Использовал открывки из дневников Льва Толстого, к шести историям подобрал эпиграфы из евангельских притч, солдатских песен, лирики Данте, латинских афоризмов, из изречений Лао Цзы. Все эпизоды выполнены в разной стилистике, у каждого свой художник — от мэтров в мире российских комиксов (Аскольд Акишин) до начинающих карикатуристов (Юлия Николаева). В 2017 году художники работали со сценаристом Дмитрием Романовым над другим проектом — книгой «Писатели и революция»(«Комикс Паблишер»).
Сборник открывает «Кавказская муза», рассказ о бурной молодости Льва Толстого, с увлечением карточными играми, насыщенной светской жизнью и о том, как он оказался на Кавказе. Потрясающую черно-белую графику «Кавказской музы» сложно с чем-то спутать — историю отрисовал Аскольд Акишин.
Второй эпизод «Просто и упрямо» рассказывает об участии Льва Николаевича в обороне Севастополя с ноября 1854-го по август 1855-го. Графическое оформление истории выполнил карикатурист-баталист Алексей Трошин, автор комикса о Первой мировой войне «Диптих» (издательство Jellyfish Jam). Художник решил эпизод в минималистичной стилистике. В отличие от первой, история уже не черно-белая, а тонально более сложная.
В «Войне с миром» Лев Толстой возвращается в Петербург в 1856 году, останавливается у Тургенева, посещает заседания некрасовского «Современника», ведет светскую жизнь, в конце концов устает от нее и возвращается в Ясную Поляну. В этой истории больше цвета, городских и интерьерных зарисовок. Художник Вячеслав Халиков выбрал черно-желто-оранжевую цветовую гамму.
Четвертая история «Глазами мужа» — о любви, о периоде сватовства Льва Николаевича к Софье Андреевне Берс. Даже в личных отношениях Лев Толстой поступал нетрадиционно, не так, как было принято в обществе того времени. Перед свадьбой он решил поделиться с Софьей Андреевной дневниками с подробностями своей холостяцкой жизни. Эта история получилась особенно эмоциональной. Сцена предложения, волнение Льва Николаевича, потрясение Софьи Андреевны от шокирующей правды о прошлом будущего мужа.
Художнику Алиму Велитову отлично удались женские образы — Софьи Андреевны и безымянных возлюбленных Льва Толстого. По цвету этот эпизод довольно сдержанный. Художник использовал приглушенный бордовый и белый. Очень выразительны живые карандашные линии, за которыми интересно наблюдать, будь то мимика персонажей, изгибы женского тела или стволов деревьев.
В истории «В чем смысл» Лев Толстой показан на перепутье. Он пытается разобраться в себе, читает научные труды, ищет смысл жизни. Этот эпизод скорее философский — об отношении Толстого к вере. Художница Надежда Суркова подобрала приглушенные серо-коричневые, серо-зеленые оттенки, создала эффект размытого изображения. Последние кадры особенно мрачные. На них Лев Толстой сливается с толпой людей в церкви.
Полная противоположность этому эпизоду по настроению и цвету — следующая история «Закон колеса», созданная в лубочном стиле. В ней Лев Николаевич уже выработал жизненную философию опрощения — отказа от удобств дворянской жизни, предметов роскоши, состояния, занялся благотворительностью и педагогикой. В Ясную Поляну приезжает друг Льва Толстого художник Илья Репин, написавший несколько его портретов. Репин становится свидетелем необычной сцены: Толстой в простой крестьянской одежде помогает мужику поставить колесо на телеге.
Илья Репин наблюдает за ними из кустов. Сама сцена напоминает по колориту картину Репина «Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне» (1887).
В легкой скетчевой манере художницы Юлии Николаевой соединились графичные карандашные линии и яркие акварельные пятна для изображения сочной зелени, голубизны неба.
Последняя и самая мрачная история («Побег») посвящена уходу Льва Толстого из Ясной Поляны и его смерти на станции Астапово. Художница Наталья Фомичева сочетает работу графичными линиями, тоном, штриховку, создает мягкие пейзажи тушью. Помещает молчаливый разворот с идущим и уходящим вдаль Толстым, зловещими силуэтами деревьев и трогательным прощанием с собакой.
В качестве эпиграфа для истории сценарист выбрал высказывание Лао Цзы: «Когда дело завершено, человек должен устраниться». История завершается закадровым упоминанием дао. В конце своего пути Лев Толстой встречает Лао Цзы, и это очень интересный сюжетный ход. Лев Николаевич всегда был открыт философским течениям. Эта встреча, пускай и в пространстве комикса, наверняка порадовала бы его.
Сборник хорош стилистической неоднородностью, благодаря которой авторам удалось интересно рассказать о разных этапах и фактах жизни Льва Толстого. Рекомендую сборник всем любителям рисованных историй, в особенности исторических комиксов.
Сейчас «Хронограф» работает над графической биографией Достоевского, ждем с нетерпением.