Сейчас Беларусь напоминает семью на гране развода, в которой постоянные скандалы. Уже совершенно не важно, кто был изначально не прав: семья распадается – вот главное, но супруги словно этого не видят и продолжают спорить, выискивая между собой виноватого, каждый упиваясь своей правотой. Семья разрушается, дети страдают и плачут, надо остановиться, но для одной и другой стороны это словно неважно.
Накипело у людей… Протестующая сторона тоже заявляет, что накипело. Но пока нет ни одного вразумительного ответа – «а что дальше?».
Как не парадоксально в «современном» белорусском обществе движет людьми – СТРАХ и НАЖИВА. Именно то, что к никакому развитию или созиданию не приводило, а только разваливало страну, тем самым открывая лазейки наживающимся на хаосе и беспорядках.
Боятся все
Протестующих запугивает семейства телеграм-каналов от НИХТО. Если остановиться, то все поедут в СИЗО. Сами они понимают, что пошли против государства и дальше жить в этом государстве будет сложно. Осадок то у властей остался. Ресурсы есть. И «чистка» не за горами.
Государственные структуры и организации при смене власти запуганы теми же координаторами протестов от НИХТО будущей люстрацией.
Давление из вне (опять НИХТО) через недовольных белорусов чувствуют на себе магазины, в которых призывают не покупать белорусское, а опосредованно и госпредприятия, производящую эту продукцию.
Силовики, особенно кто перегнул палку, тоже при переходе власти к протестующим лидерам не надеются на милость.
На убыточных госпредприятиях рабочие с одной стороны бояться потерять работу, с другой стороны надеются на обещания в завтрашнее «светлое будущее» и на зарубежные и «независимые» фонды. Особенно придают уверенности случаи получения денег или правдоподобные рассказы от «видевших» и «знающих» людей.
Мелкие бизнесмены боятся потерять свои предприятия, потому что в сложных экономических условиях (пандемия, протесты) попали под очередной сбор в бюджет, а крупные бизнесмены – понести серьёзные убытки и потерять рынки сбыта.
Боятся выходить на улицу простые жители, не желающие встречаться с БЧБ-шниками или попасть в район столкновений правоохранителей и протестующих.
Боятся столкновений мирные жители, имеющие иную точку зрения от одурманенных, а поэтому и неадекватных недовольных жизнью людей.
Боятся силовики за свои семьи и за то, чтобы протесты не переросли в кровопролитие.
Боится руководство всех уровней общаться с оголтелой толпой.
Кто наживается на протестах?
Больше всех имеют выгоды руководители Координационного комитета, сбежавшие за границу, а также примкнувшие к ним «стачкомовцы», бывшие спортсмены, юристы, экономисты и тому подобные.
К ним примазываются посредники или «финансисты» протестов, на чьи личные счета или «независимых» фондов приходят деньги для поддержки активистов.
В условиях некоторого хаоса на беспорядках и митингах «зарабатывают» простые мошенники, которые под общую марку якобы участвуют в финансовой поддержке протестующих.
Неплохо раскрутились организации, мелкие частные предприятия и «надомники» по пошиву флагов, а также продаже и перепродаже различной БЧБ-символики – от шариков до одежды.
«Нагрели ручки» и таксисты, которые, используя сложные погодные условия, блокировку городского транспорта, затяжные марши, оказывают услуги не только протестующим, но и остальным гражданам.
Можно предположить, что настоящую выгоду, получат те, кто всё это затеял. К сожалению, никто не узнает, и об этом приходится только догадываться.
Откуда может прийти угроза радикализации протестов?
Многие АТОшники, типа «Тактической группы Беларусь», которые вынуждены оставаться пока на Украине и в Польше, но ждут, –– ой как ждут своего часа, чтобы вернуться сюда и все «наладить». Очень удивятся тогда люди, которые вроде за Россию и за протест одновременно.
Футбольные фанаты, но они не слишком многочисленные, спаянные и суровые. Анархисты – да. У них изначально были спонсоры и мотивация. Так говорят. Правда, их проредили.
Дворовые команды с районов. Но они пока, по мнению экспертов, способны оказывать только очаговые сопротивления при задержаниях и не имеют управления над массами. Девелоперы позастраивали районы, типа «Новая Боровая», «Маяк Минска» и так далее, создавая центры социального напряжения, что-то наподобие Марсельских кварталов премиум класса. Раньше в одном дворе жили и работник МВД, и военный в отставке, и слесарь, и криминальный авторитет, и рабочий, и госслужащий, и банкир, – срез общества, нормально гармонирующий между собой. Теперь разделение по слоям. Время такое. Закапываем впереди себя мину, чтобы потом на неё наступить.
Как сохранить семью?
Во-первых, научиться слушать и слышать друг друга. Эмоции оставить на второй план. Исключить взаимные нападки и обвинения. Признать свои ошибки. Подумать и найти обоснованные аргументы для перехода к диалогу.
Во-вторых, руководству на всех уровнях наладить разъяснительную работу по всем проблемным вопросам. Для этого готовить себя к выходу в люди (знание темы, обстановки, руководящих документов, необходимых цифр). Уметь общаться, контролировать каждое слово и не поддаваться на провокации.
В-третьих, протестующим и недовольным перестать нарушать законодательство и устраивать беспорядки. Сформировать свои обдуманные предложения, реально способные решить возникшие проблемные вопросы. Думать головой, а не опираться на подсказки телеграм-каналов семейства НИХТО. Поискать ответы на вопросы и в других источниках. Оценивать происходящее с разных сторон, учитывая возможные последствия своих поступков. Уйти от толпы. Она только добавляет эйфории вседозволенности, но не уберегает от ответственности за правонарушения.
В-четвертых, предпринять шаги по выявлению и устранению недостатков в системе государственного и местного управления. Обеспечить их информационное сопровождение и доведение до населения.
Наверное, сравнивать государство и семью не совсем верно.
В любом случае, в первую очередь необходимо оставаться человеком.
Реально можно рассуждать на эту тему очень долго.
Всё охватить просто невозможно. Одного рецепта или лекарства нет.