Сейчас как никогда актуальна тема профилактики жестокого обращения с детьми. Психолог фонда «Дорога жизни» Мария Беккер рассказывает, что считается жестоким обращением с детьми и как оно влияет на ребенка.
Жестокое обращение с детьми — это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Каким бывает жестокое обращение с детьми?
Выделяют четыре вида жёсткого обращения. Из также можно оценить по степени тяжести:
- Пренебрежение нуждами;
- Эмоциональное;
- Физическое;
- Сексуальное.
Насилие над детьми – одно из самых тяжелых преступлений и, к сожалению, довольно распространенное, особенно, в неблагополучных семьях, особенно, в период пандемии. Случаи насилия над детьми встречаются и в сиротских учреждениях.
Скорее всего, у вас уже возник вопрос, почему сексуальное насилие стоит на последнем месте по степени тяжести. Для понимания этого вопроса нам надо разобраться во всех четырех видах.
Пренебрежение нуждами
При этом виде жестокого обращения игнорируются жизненные потребности ребенка. Например, его не кормят, не разговаривают, не одевают, запирают в доме, с ним не играют, ему не покупают игрушек, не следят за чистотой и т.п.
Особенно отметим, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямого насилия.
Эмоциональное насилие
При эмоциональном насилии ребенка оскорбляют словами. К этому же виду насилия относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался. Сюда же относятся угрозы самоубийства – с целью контроля над поведением ребенка или другого родителя, конфликты между замещающими и кровными родителями ребенка, вопросы типа «кого ты больше любишь, папу или маму?». Даже банальное «Мама так старалась, суп готовила, а ты!»…
Этот вид насилия можно пережить, однако, он оставляет самые глубокие следы в душе ребёнка.
Физическое насилие
Физическое насилие это, чаще всего, побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Так же это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия. В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в замещающей семье, как что-то унизительное, ведь в учреждении чаще всего за них решали все бытовые проблемы и выполняли обычную для домашнего ребенка рутинную работу – заправить кровать, убрать игрушки и т.д.
Сексуальное насилие
Сексуальным насилием считается любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Также наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.
Последствия насилия и что с ними делать?
Для детей последствиями насилия становятся травмы – эмоциональная всегда, но иногда еще и физическая, а также дурные навыки и негативные модели поведения.
Ребёнок, оказавшийся в «системе сиротства» – это в 99% случаев ребёнок, столкнувшийся в своей жизни с жестокости обращением, часто не раз. А значит, замещающим родителям нужно обязательно помнить, что последствия жестокого обращения могут проявиться в самый неожиданный момент, в ситуациях, которые чем-то напомнили травматический эпизод. Иногда приемные дети могут панически бояться того, что замещающие родители употребляют спиртные напитки, или страшиться их интимной жизни. Довольно часто дети, подвергшиеся сексуальному насилию, могут вовлекать других детей в сексуализированные игры.
Необходимо помнить, что дети – жертвы, а не преступники и не «испорченные», хотя сами они, в результате пережитого, считают себя таковыми, а от взрослых ждут стереотипного поведения и повторения того, что было раньше в жизни ребенка.
Дети могут:
- казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии;
- необычно инфантильными;
- демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизнь жизни и здоровью, частый травматизм;
- испытывать трудности со сном;
- проявлять регрессивное поведение;
- быть в депрессивном состояние;
- быть жестокими;
- воровать;
- убегать из дома;
- говорить о суициде;
- мастурбировать, иногда вовлекая других детей;
- демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак);
- демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, а не ребенку;
- испытывать приступы видений из прошлой жизни или наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.
- Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако, если вам известна социальная история ребенка, и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните: дело не в генетике, а в травматическом опыте. Стоит также понимать, что все эти проявления могут стать очевидными далеко не сразу.
Душевные и телесные травмы требуют лечения, здесь помогут врачи и психологи. Дурные навыки необходимо перевоспитывать. Однако, чаще всего, ребёнком пережитое не воспринимается как физическое и эмоциональное насилие. Это мы, взрослые, нагружаем такие истории своими переживаниями, ведь наше тело неприкосновенно. У ребёнка ещё не выстроены границы личности, поэтому он воспринимает случившееся иначе. В силу отсутствия жизненного опыта и критического мышления все произошедшее кажется ему нормальным.
Диспропорциональное развитие
Крайне важно в вопросе жестокого обращения с детьми знать, что оно приводит к диспропорциональному развитию. Концепция развития говорит нам о том, что человек проходит последовательно через определенные стадии развития, и ни одна из них не может быть пропущена. Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей.
Самой распространённой иллюстрацией служит кирпичная стена. Если убрать один кирпич, соседний будет держаться некрепко, и, в итоге, свалится на место пропущенного. Нет, стена не рухнет, но верх стены будет неровным.
Если соотнести данную иллюстрацию с развитием ребёнка, то на место поврежденных/пропущенных кирпичей придется период неблагополучия в жизни ребёнка. И, как мы понимаем, в неблагополучных семьях в развитии ребёнка пропущен далеко не один «кирпичик». Чем тяжелее травма и чем раньше она произошла, тем большее количество сфер развития будет затронуто.
Замороженные дети
Очень часто при описании детей-сирот используют прилагательное «замороженные». Это слово очень хорошо в действительности описывает их состояние своеобразной атрофии чувствительности. Она проявляется как в эмоциональном плане, так и в физических ощущениях – холода, жажды, боли и т.д. И причиной тому является насилие в отношении ребенка.
В интеллектуальной сфере нарушение имеет двоякую природу: с одной стороны, отсутствие развивающей среды и нормального общения в неблагополучных семьях тормозит естественный процесс развития ребенка. С другой, насилие вызывает шоковую реакцию и настолько не укладывается в естественный ход событий, что приводит к хаосу в мыслительной сфере, разрушает саму способность правильно рассуждать. То есть аффект тормозит интеллект.
А, может быть, это гены?
В своей работе я очень часто встречаю вопрос от кандидатов о влиянии наследственности на формирование тех или иных черт личности, привычек. Конечно, больше опасений вызывают алкогольные и наркотические зависимости, психические заболевания, но так же спрашивают о «врожденной жестокости». Принято считать, что соотношение этих факторов – 50% на 50%.
По моему мнению, среда, в которой пребывает и развивается ребёнок большую часть своей жизни, является решающим фактором формирования личности. Но нужно принимать во внимание, что наследственность определяет потенциал человека, как положительный, так и отрицательный, а среда определяет то, до какой степени он сможет реализоваться.
Это ещё одна из причин почему взрослые так важны в жизни ребёнка. С одной стороны, очень многое уже заложено при рождении, но мы, взрослые, определяем каким образом та или иная черта личности проявится в будущем ребенка. Для одной мамы очень активный и требовательный малыш будет сплошным раздражением, вызывающим агрессию с ее стороны. А другая мама будет видеть в этом потенциал и вырастит будущего чемпиона или активиста. Для детей близкие отношения со значимыми взрослыми – это основа жизни. Насилие подрывает у них способность жить и чувствовать себя живыми.
Продолжение статьи читайте на сайт фонда: https://doroga-zhizni.org/zhestokoe-obrashchenie.html