Девелоперская компания “Самолет” планирует выход на биржу уже не первый год. Еще в 2016 году представители компании анонсировали размещение акций через два года.
В 2018 году РБК со ссылкой на решение акционеров сообщал о том, что в ближайшее время “Самолет” намерен выйти на биржу с 45,45% акций с номинальной стоимостью в 25 рублей. В итоге IPO было решено отложить.
В середине октября 2020 года “Самолет” рассказал о своем намерении провести IPO до конца года, а уже 22 октября компания опубликовала у себя на сайте документ, устанавливающий ценовой диапазон первичного публичного предложения акций в 950 - 1100 рублей за акцию.
Предполагается, что первичное размещение пройдет 29 октября и составит около 5% от акционного портфеля.
Сколько стоит “Самолет”?
“Ведомости” со ссылкой на консалтинговую компанию Cushman & Wakefield сообщают, что стоимость всех активов компании превышает 200 млрд рублей. Из них 176,9 млрд - это стоимость портфеля компании, 10 млрд - генподрядные договоры, а 9 млрд стоит сам бренд “Самолет”.
Остальная стоимость приходится на технологические активы и земли под строительство коммерческой недвижимости.
Комментарий аналитиков ИК “Фондовый капитал”:
Более 62% от общей стоимости активов (87 млрд руб.) составляют запасы (54 млрд руб.), которые представлены незавершенным строительством.
По данным за 2019 год доходность на активы находится на минимальных уровнях, в то время как доходность на капитал существенная в 15%. Так происходит из-за маленькой доли капитала в структуре активов. По соотношению чистый долг/EBITDA компания находится на приемлемых уровнях, дальнейшее существенное увеличение долга выглядит опасным.
По теории жизненного цикла на основе денежных потоков компании можно судить о том, что компания может начать переживать второе дыхание или «рассвет», если сумеет увеличить денежный поток от операционной деятельности и сократить от финансовой после размещения на бирже.
С какими рисками может столкнуться “Самолет”?
О том, какие преграды могут быть у застройщика, компания сама рассказала в меморандуме к IPO (есть в распоряжении “Фондового капитала”). Среди возможных рисков “Самолет” называет сокращение продажи квартир застройщиками из-за московской реновации.
«Некоторое давление на спрос уже ощущается: часть покупателей, живущих в хрущевках, переориентировались на новостройки, строящиеся мэрией», — рассказала “Коммерсанту” председатель совета директоров «Бест-Новостроя» Ирина Доброхотова, отмечая при этом, что у “Самолета” большая часть проектов реализуется в Подмосковье.
Директор по развитию ГК «Гранель» Андрей Носов считает, что реновация составит реальную конкуренцию только через пять лет.
Существуют и риски, связанные с застройкой приаэродромных территорий, отмечается в меморандуме. Часть объектов “Самолета” находится в зоне объектов Московского авиаузла.
Еще один возможный риск - это протесты против новостроек со стороны местных жителей и градозащитников. Эксперты, с которыми удалось пообщаться “Коммерсанту”, считают, что вероятность возникновения подобного риска мала.
Желание уведомить будущих инвесторов о возможных рисках - распространенная мировая практика, и это не должно оказать существенного влияния на котировки акций.
Эксперты “Фондового капитала” выделили еще несколько возможных рисков:
- Значительное снижение роста российской экономики;
- Доходы населения падают;
- Окончание цикла смягчения денежно-кредитной политики и возможное повышение ставок;
- Реализован отложенный спрос.
Кто еще из застройщиков представлен на бирже?
На Московской бирже уже торгуются акции ПИК, ЛСР и “Инград”. В Лондоне представлены акции группы “Эталон”, глобальные депозитарные расписки которой тоже есть на Московской бирже. После 2023 года возможно проведение IPO компанией “Интеко”.
Из тех эмитентов, которые сейчас представлены на бирже, показатели роста лучше всего у группы ПИК: за этот год ее акции выросли на 47%. ЛСР подорожал на 14%, самый значительный рост состоялся после объявления о выплате дивидендов. “Инград” подрос на 17%, а бумаги “Эталона” подешевели на 14%.
Эксперты ИК “Фондовый капитал” считают, что выход на IPO “Самолета” не окажет существенного влияния на котировки других эмитентов из строительной отрасли.
Стоило ли “Самолету” затевать IPO?
Эксперты “Фондового капитала” отмечают, что сейчас низкие ставки по ипотеке, а программа льготной ипотеки продлена до июля 2021 года.
Схожего мнения придерживается и эксперт российского офиса консалтинговой компании PwC Саян Цыренов в беседе с РБК подчеркнул, что время для IPO выбрано удачно:
«Время для IPO достаточно удачное, учитывая, что программа субсидирования ипотечных ставок будет продлена, что обеспечит хорошие показатели для жилых застройщиков еще примерно на год».
Тем не менее сам факт IPO вызывает некоторые вопросы, отмечает представитель “Фондового капитала”. Очевидно, что привлечение 5% капитала для масштабных инвестиционных программ недостаточно, как недостаточно этого и для значительного снижения долговой нагрузки.