Найти тему
Строительный мир

Двухэтажные поезда на трехметровой колее от Европы до Владивостока со скоростью 250 км/ч: безумная идея Третьего Рейха

Оглавление

Индийская железнодорожная колея сегодня является самой широкой в мире — 1676 мм. Подобный стандарт в общей сложности использует шесть южноазиатских и латиноамериканских стран. Самой распространенной (720 тыс. км) является колея 1435 мм. В России — 1520-1524 мм. Конечно, существуют и двухметровые варианты, но такую дорогу строят, как правило, локально, в основном для обслуживания промышленных предприятий.

Ширина колеи, в сравнении
Ширина колеи, в сравнении

А вот 80 лет назад готовился проект железнодорожной магистрали шириной три метра. И проложить ее планировали по всей Евразии. Столь амбициозную задумку хотели реализовать в Гитлеровской Германии.

Разработка проекта

Разрабатывать проект начали в 1941 году. Считается, что инициатором этого мероприятия выступил инженер-строитель Фриц Тодт, руководивший тогда автодорожными проектами в стране. Как пишут историки, фюрер очень ценил талант Тодта, именно поэтому последний мог позволять себе конфликты и с Германом Герингом и другими видными нацистскими военачальниками. Спорил он и с самим Гитлером.

© Bundesarchiv, Bild 146-1969-146-01 / Röhn / CC-BY-SA 3.0 (Фриц Тодт)
© Bundesarchiv, Bild 146-1969-146-01 / Röhn / CC-BY-SA 3.0 (Фриц Тодт)

Отмечается, что после инспектирования восточного фронта в 1941 году Фриц Тодт рекомендовал прекратить военные действия против СССР, так как видел серьезные трудности со снабжением немецкой армии. Согласно некоторым источникам, именно по этому поводу у него и состоялся спор с Гитлером.

Проектом широколинейной железной дороги он занимался недолго: в 1942 году при невыясненных до конца обстоятельствах Фриц Тодт погиб в авиакатастрофе. Разрабатывать план будущей транспортной сети поручили Гюнтеру Винсу, который еще в 1930-х выступал за четырехпутную магистраль. Но эта идея не очень нравилась фюреру.

Сравнение стандартной и сверхширокой колеи
Сравнение стандартной и сверхширокой колеи

Изначально хотели проложить трехметровую колею, однако немецкие инженеры один за другим предлагали все более смелые решения, вплоть до 4 метров. Хотя в конечном итоге все-таки вернулись к 3000 мм. Что же касается самих вагонов, то здесь разработчики пытались удовлетворить жажду Гитлера к гигантизму.

Колесящими по Европе он хотел видеть комфортабельные двухэтажные вагоны высотой до 7 метров, длиной до 40 и шириной до 6 метров — целый дом на колесах со всеми удобствами. В поездах предусматривались рестораны, кинозалы, парикмахерские, читальные залы и даже вагоны с бассейном. А компания Luftschiffbau Zeppelin и вовсе разработала проект 4-этажного вагона.

© из книги Anton Joachimsthaler. Die Breitspurbahn Hitlers, Freiburg 1981
© из книги Anton Joachimsthaler. Die Breitspurbahn Hitlers, Freiburg 1981

Конечно, для перевозки пленных предусматривались совсем иные варианты — вместимостью до 480 человек, разумеется, без сидячих мест. Каждый товарный вагон, по задумке, должен был перевозить около 100 тонн груза.

С перспективой до Дальнего Востока

Амбиции были не только по поводу размеров, но и скоростей. Разогнать состав предлагали до 400 км/ч. Но в конечном итоге подсчитали, что и 200-250 км/ч для пассажирских поездов будет достаточно. Товарные должны были передвигаться в два раза медленнее. Причем длина грузовых поездов предполагалась не менее 1 км (пассажирских — 500 м), а общая масса таких составов доходила бы до 10 тыс. тонн и даже больше.

В общей сложности было разработано 12 типов вагонов и несколько вариантов локомотивов. Изначально железную дорогу предполагалось проложить в восточном направлении до Владивостока, в юго-восточном — до Индии. Правда, в 1943 году решили пока ограничиться Ростовом и Стамбулом, а на западном направлении — Парижем (Франция). Первый участок по приказу Гитлера должны были построить между Гамбургом и австрийским Линцем.

Карта предложенных маршрутов, 1943 год
Карта предложенных маршрутов, 1943 год

Узкую колею предполагалось оставить, она должна была соседствовать с новой. Были проработаны технологии перевалки грузов с одной колеи на другую. Также рассматривался вариант путей из бетонных плит, чтобы между рельсами могли перемещаться армейские грузовики.

Личные амбиции или рациональная идея?

Тщательные расчеты показывали нецелесообразность этой идеи: слишком уж она была затратная, и цели в этом случае вряд ли бы оправдывали средства. Критиковали задумку и некоторые эксперты, отдавая предпочтение четырехпутной магистрали.

Но самого Гитлера все это не заботило. Видимо, фюрера волновала не столько актуальность проекта, сколько личные амбиции. Желание строить все самое большое было присуще многим диктаторам. И вопрос целесообразности в таких случаях часто оставался в стороне.

© из книги Anton Joachimsthaler. Die Breitspurbahn: Das Projekt zur Erschließung des groß-europäischen Raumes 1942-1945, Herbig Auflage: 6., Herbig. 1999 (Проект тепловоза)
© из книги Anton Joachimsthaler. Die Breitspurbahn: Das Projekt zur Erschließung des groß-europäischen Raumes 1942-1945, Herbig Auflage: 6., Herbig. 1999 (Проект тепловоза)

Активная проработка этого масштабного плана продолжалась вплоть до капитуляции Германии. Но все, что успели сделать — тщательно разработать проект на бумаге и построить экспериментальный участок трехметровой колеи. Даже когда стало очевидно, что поражение неминуемо, работу над проектом не останавливали.

Длительное время об этом мегапроекте Гитлеровской Германии было известно немного, однако сорок лет назад немецкий историк Антон Иоахимсталер наткнулся в архивах на документы 1940-х годов, в которых содержались детальные расчеты и описание проекта широколинейной магистрали. В 1981 году исследователь выпустил книгу Die Breitspurbahn Hitlers (переиздавалась в 1999-м), которая и поведала миру подробности очередной безумной задумки нацистского режима.

Читайте: Почему реактивные поезда не прижились ни в СССР, ни в США