Когда в 1342 году Пьер Роже де Бофор под именем Климента VI сел на трон Папы Римского, он сказал своей пастве: "До меня мир не знал, кто такой Римский Папа". И действительно, вскоре мир узнал, что означают его слова...
Предшественники Климента VI жили роскошной и развратной жизнью, но никто не предполагал, что... может быть еще хуже. Вскоре выяснилось, что у нового Папы был очень простой метод правления - вкусить все прелести жизни с помощью богатств католической церкви и положения, которое дала ему папская тиара.
На празднование восшествия на папский престол было приглашено 300 именитых гостей. Вино из более чем 200 бочек лилось ручьями, столы ломились под тяжестью причудливых мясных блюд. Такое начало правления должно было вызвать у католиков восхищение и отвращение одновременно.
Папская Византия
Праздник инаугурации был всего лишь прелюдией. Клемент мечтал о полной независимости от церкви и поэтому перенес резиденцию Римского Папы в город Авиньон, купленный им у Неаполитанской королевы Иоанны I.
Вскоре дворец в Авиньоне, щедро финансируемый из папской казны, стал одним из величайших образцов светской архитектуры в готическую эпоху. На стенах висели самые дорогие гобелены и шелка, а нескромные фрески с варварскими нимфами и сатирами украшали целые палаты. Завистники поговаривали, что лошадей Папы облачают в одежду из золота, но на самом деле, из драгоценного металла были сделаны только уздечки...
Да, Климент VI любил тратить деньги, и самые жадные просители получали больше денег, чем те, кто скромничал. И не было недостатка в тех, кто был готов воспользоваться девизом Божьего наместника: "Папа должен сделать своих подданных счастливыми". Кроме обычных жуликов и лизоблюдов, в город Авиньон приезжали многочисленные поэты, художники, музыканты, архитекторы и скульпторы, которых Папа щедро спонсировал, а всем недовольным, указывающим на блеск Авиньонского двора затыкал рты деньгами.
Климент VI одевался в роскошные мантии. Для этого он привез из Сирии золотую ткань, тосканский шелк и тонкое льняное полотно из Реймса, Парижа и Фландрии. Ему нравилось носить роскошные меха, что было роскошью даже для самых богатых граждан того времени. В документах папского кабинета можно найти информацию об износе более 1220 горностаевых шкур - поступок, достойный богатой Византии.
Целомудрие
Римский Папа любил не только роскошь и богатство, но и покутить в женской компании... Обычным зрелищем во дворце были банкеты, на которых присутствовали многочисленные женщины. Постель Папы Римского ни дня не пустовала без женщины. По словам летописцев Клемента: еще будучи архиепископом, он не стеснялся соблазнять молодых девушек из дворянских семей.
В Авиньоне ходили слухи о необычайной близости Клемента VI с Сесилией, графиней Тюрены. Она даже выполняла обязанности хозяйки дома в имении Папы, и большая часть милостей, дарованных Папой, проходила через ее руки.
Разврат авиньонского двора стал привычным явлением. После каждой вечерни Климент VI проводил встречи с женщинами, часто сразу с несколькими. Петрарка, который жил в то время, писал:
“Я молчу о прелюбодеяниях, соблазненных девушек, изнасилованиях, инцесте во дворце Римского Папы - это всего лишь прелюдия к оргии. Я молчу о числе соблазненных жен и девушек лишенных девственности. Я не говорю ни о том, как оскорбленные мужья и отцы вынуждены молчать, ни о нечестии тех, кто продает своих женщин за золото.”
Грехи достойные Содома и Гоморры побудили Совет архиепископов католической церкви попытаться обратить Климента на путь целомудрия. Однако он ответил, что спать с женщинами полезно для здоровья, и по совету врачей, не намерен отказываться от этой привычки.
К Богу
В 1348 году "черная смерть", привезенная с Востока, достигла Авиньона. Черная чума, опустошившая Италию, в первые дни убила в городе 1800 человек. Каждый день умирало около 400 человек, из-за отсутствия мест на кладбищах трупы сбрасывали в городскую реку Рон, освященную Папой Римским.
Многие священнослужители и простые жители покинули город в поисках спасения в близлежащих деревнях. Но они не знали, что только способствуют быстрому распространению чумы. Все ждали, что Папа Римский тоже сбежит из города. Но каково было удивление людей когда выяснилось, что Клемент остается в Авиньоне.
Испугавшись масштабов эпидемии, Климент VI начал искать причины трагедии, прислушиваться к объяснениям астрологов, которые видели причины чумы в неблагоприятном сочетании Сатурна, Юпитера и Марса. В поисках источника болезни врачам было разрешено вскрывать трупы, но это вызвало лишь недовольство духовенства.
Следуя совету врачей, Климент VI изолировался и заперся в дворцовых покоях, дополнительно окруженных огромными кострами, которые и защитили его от инфекции. Благодаря этому блохи (ответственные за распространение чумы, но в то время об этом не знали), не могли проникнуть на папский двор.
Климент VI серьезно воспринял мнения критиков, утверждающих, что чума является наказанием за безнравственность Авиньонского двора. Произошло радикальное преображение развратного Папы. Плотские радости были забыты, а на улицах появились благочестивые шествия, в том числе и с бичеванием. Говорили, что в них принимал участие сам Папа Римский.
Вскоре движение бичевателей, верящих, что с помощью членовредительства они избавят мир от Божьего гнева и язвы сошло на нет. Их страшные шествия были запрещены папским указом в 1349 году. Католики должны были ограничиваться поклонами, молитвой о неизбежности Божьей справедливости, постом и поддержкой живых и мертвых жертв эпидемии. Климент VI даровал папское помилования всем, кто после исповеди и покаяния умрет от чумы.
Интересно, что, несмотря на страх перед заражением, Папа не отказывался от встреч с верующими. Когда это было возможно, он старался помочь отчаявшимся людям тратя золото из своего хранилища.
Всегда есть виновная сторона
К сожалению, помимо кровавого урожая, чума способствовала еще одной трагедии. Ввиду тщетности поиска причин чумы, предполагаемыми виновники стали евреи. Им приписывали отравление колодцев и это якобы способствовало распространению болезни.
В Европе произошло почти 300 погромов, более 6000 евреев были безжалостно убиты во время беспорядков. Проблема стала настолько велика, что Климент VI объявил в 1348 году о двух указах, осуждающих организаторов погромов. В то же время он призвал духовенство противостоять подобным практикам и подчеркнул, что евреи заслуживают такой же поддержки во время чумы, как и их христиане.
Климент VI пережил чуму, но этот ужасный опыт побудил его вернуться в Рим. Он даже начал готовиться к переезду, но так и не добрался до Рима - умерев в Авиньоне 6 декабря 1352 года.
В те времена его героическое отношение к борьбе с эпидемией и внутренняя трансформация были не поняты современниками. Когда раздались колокола Авиньона, возвестившего миру о смерти Наместника Бога на земле, в народе началось ликование: "Он мертв! Папа умер, он уже в аду!". Базилика Святого Престола, по слухам, была поражена молнией. И даже когда в течение девяти дней подряд пятьдесят священников проводили мессу за упокой души Климента VI, недостатка в злобных высказываниях не было.