Часто родители, отдавая ребёнка-дошкольника на занятия в изостудию, удивляются, почему их деткам предлагается заниматься так мало. Сколько времени ребенок должен тратить на рисование? С одной стороны – немного, с другой – столько, сколько ему захочется. Как это понять?
В этом возрасте дети активно изучают окружающий мир, но пока делают это без рефлексии, то есть без попытки сделать какие-то выводы, так как их мозги на данном этапе заточены именно на восприятие и впитывание. Рисование для ребёнка – это эмоциональный и образный способ осознать явления и понятия окружающего мира, своеобразный и доступный способ рефлексии, которая так нужна маленькому человеку. Поэтому малыш активно рисует все, что его поразило и заинтересовало, но ему не хватает умения.
Вот именно навыки работы с разными изобразительными материалами в первую очередь и дают малышу на занятиях изостудии. Его учат тому, как именно работать с красками, фломастерами и прочими мелками-карандашами. Ему дают самые первые основные понятия, благодаря которым ребенок сможет делать заинтересовавшие его образы узнаваемыми. В статье «Про теорию рисования для самых юных художников» я освещаю этот вопрос подробно и наглядно.
Но в дошкольном возрасте малышу ещё очень трудно сосредотачиваться на одном и том же занятии длительное время. Поэтому именно учить рисовать малыша стоит недолго – не более 30 минут за одно занятие. В силу того, что он сейчас активно познает мир, он легко запомнит ваши объяснения. А вот осваивать материал ему придётся долго.
Позвольте после нового материала, например, объяснения понятия «больше-меньше», ребенку рисовать то, что он хочет и как хочет, иногда спрашивая его: «А почему дерево меньше, чем собачка?» Малыш обычно просто уже забыл то, что ему объясняли. А тут, при вопросе, вспомнил и начинает фантазировать (Это дерево еще не выросло и т.п.) Позвольте ему объяснить эту ошибку как угодно.
После нескольких ненавязчивых доброжелательных напоминаний в течение пары недель малыш усвоит понятие, начнет его применять в рисовании. Как только он продемонстрирует вам рисунок с правильными пропорциями предметов относительно друг друга, которые он нарисовал без ваших напоминаний, его стоит похвалить и только потом переходить к изучению следующего понятия или навыка.
Итак:
- В дошкольном возрасте собственно обучение рисованию занимает не более 30 минуток в неделю. Больше малыш просто не может усвоить.
- Рисовать самостоятельно, вне обучающих занятий, ребёнок может столько, сколько захочет.
- Закреплять изученное ему стоит через деликатные напоминания без осуждения за то, что он пока не применяет знания.
- Как только ребёнок стал применять то, чему его учили, важно его за это похвалить, тем самым стимулируя к дальнейшему развитию.