Найти тему

Steamship Shieldhall-окно в паровой век.

SS Shieldhall- фото с просторов интернета.
SS Shieldhall- фото с просторов интернета.

Не так давно довелось в очередной раз побывать в славном британском городе Southampton. Ввиду того, что место нашей стоянки располагалось на достаточном удалении от центра города, да и благодаря не самой благоприятной COVIDной ситуации стоянка не предвещала каких-либо развлечений. Но Британия не спешила разочаровывать- уже на подходе к причалу на глаза попалось кое-что интересное, а именно- пароход SS Shieldhall. Крайне захотелось навести справки об этом визуально интересном судне.

Корма SS Shieldhall. Фото автора.
Корма SS Shieldhall. Фото автора.

Основные данные о судне: длина 81.69 метра, ширина 13.56 метра, тоннаж 1792 GT, 2 винта, 2 паровые машины по 800 л.с. каждая, максимальная скорость 13 узлов, экипаж- 12 человек. Пассажировместимость - 80 человек, грузовместимость 1800 тонн sludge water.

Shieldhall был заложен в октябре 1954 года и спущен на воду 7 июля 1955 года шотландской судостроительной компанией Lobnitz & Co из города Renfrew. Две паровые машина тройного расширения, установленные вертикально, были изготовлены там же. По сути, они схожи с теми, что были установлены на Титанике, только гораздо меньше. Пароход был построен в классическом стиле паровых танкеров 20-х годов с традиционной рубкой, слегка наклоненным форштевнем и кормой крейсерского типа. Корпус, построенный в переходный период, когда в британском судостроении сварка занимала место клепки, представляет собой клепано-сварную конструкцию.

Интересная особенность парохода вытекала из давней традиции Glasgow Corporation- бесплатных летних дневных круизов по реке Clyde для малообеспеченных семей, а так же военных ветеранов, получивших ранение или инвалидность. Эта особенность заключается в наличии большого салона и возможности размещения до 80-ти пассажиров.

По большому счету, уже к моменту своего спуска на воду пароход технически устарел так как представлял собой отголосок уходящей паровой эпохи в наступающем веке судовых дизелей.

Судно приступило к работе в октябре 1955 под управлением Glasgow Corporation для перевозки по реке Clyde и сброса в море очищенного sewage sludge (честно говоря, не знаю, как грамотно перевести) . В 1976 году, после 21-го года работы на реке Clyde, был выкуплен компанией Southern Water Authority для тех же целей, но уже для работы в районе города Southampton. В результате повышения цен на топливо судно было окончательно отставлено от работы в 1985 году. Так как по многим аспектам судно представляло собой интересный «живой» артефакт ушедшей паровой эпохи, городской музей Саутгемптона выступил с инициативой создания общества по сохранению судна и оно было выкуплено у компании владельца по цене металлолома- 20000 фунтов стерлингов. Была создана «компания» The Solent Steam Packet Limited, которая полностью взяла на себя сохранение, управление и эксплуатацию судна. Пароход был приведен в состояние, пригодное для выхода в море. С 2020 года за все аспекты существования судна отвечает благотворительное общество «Steamship Shieldhall Charity». Все работы с судном производят исключительно волонтеры на бесплатной основе. В 2012-ом году, в честь столетия гибели Титаника, Shieldhall был перекрашен по той же цветовой схеме. Сейчас пароход живет своей активной жизнью, считается самым большим действующим паровым судном в Британии, осуществляет экскурсионную программу по проливу Solent и вокруг острова Wight. Есть сайт, откуда можно почерпнуть много интересной информации о судне, его истории, техническом устройстве и современной жизни парохода ss-shieldhall.co.uk