Как купить туристическую путевку дешевле
Видео: Ханский дворец в Бахчисарае
СодержаниеИстория Ханского дворцаИстория музеяАнсамбль Ханского дворцаПортал Деми-КапыРелигиозные сооружения Ханского дворцаМемориалы комплексаВремя работы и билетыКак добратьсяИстория Ханского дворца
Возводить комплекс начали в XVI веке, когда предыдущий дворец оказался слишком тесным для потребностей ханской семьи Сахиба I Гирея и его приближенных. Два здания, построенные по его распоряжению, стоят до сих пор – это Большая мечеть и бани. Город Бахчисарай рос вместе с Ханским дворцом, ханы сменяли друг друга и достраивали дворец. Ислям III оставил зал Дивана, Бахадыр I – зал для официальных приемов, Каплан I – Золотой фонтан, Селямет II – Летнюю беседку, а самый поэтичный, Кырым Гирей, в память о любимой жене построил Фонтан слез и мавзолей-дюрбе. При нем же иранский архитектор декорировал внутренние покои ханского дома и гарема.
XVIII век стал переломным для истории Ханского дворца. В 1736 году русские войска взяли город, дворец сожгли, но предварительно, осознавая его архитектурную ценность, сделали точное описание комплекса. В дальнейшем сгоревшие постройки восстанавливали сами ханы при финансовой помощи Турции, затем, когда Крым вошел в состав Российской империи и крымскотатарская знать была вынуждена уехать, внешним обликом дворца и его интерьерами занялись на государственном уровне. Чему-то вернули первоначальный облик, руководствуясь записями, что-то достроили по своему усмотрению. Особенно постарались к визиту Екатерины II, дополнив восточные интерьеры западноевропейскими предметами быта. Следующий официальный визит, на этот раз Александра I, оказался фатальным для зданий гарема – вместо реставрации их снесли, оставив только маленький флигель. Заодно провели ремонт Ханского дворца, закрасив уникальные иранские росписи. Второй раз подобное варварство повторилось, когда в 30-е годы ХХ века побелили внешние стены, закрыв слоем извести богатые узоры. В 60-е годы реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы вернуться к первоначальному облику уцелевших зданий и восстановить росписи зодчего Омера в Золотом кабинете.
История музея
В качестве музея Ханский дворец в Бахчисарае функционировал с 1908 года. Неофициальный крымскотатарский художественно-исторический музей на базе комплекса был создан в 1916 году по инициативе проживавшего в Петербурге местного уроженца Усеина Боданинского. Официально начинание признали в 1922 году. Дальнейшая судьба Боданинского трагична. Основатель музея работал его директором до 1934 года, потом был отстранен от должности и вернулся к профессии художника-декоратора. В 1937 году он был арестован в Грузии, где работал, как крымскотатарский националист. Для суда его перевезли в Симферополь, а в 1938 году расстреляли. Музей, однако, не закрыли, хотя про крымских татар здесь долгие годы не упоминалось. В постсоветское время музей стал частью Бахчисарайского музея-заповедника.
Ансамбль Ханского дворца
В музейных зданиях бахчисарайского дворца не найти гигантских залов с высокими потолками, характерных для императорских резиденций европейских и российских столиц. Это скорее богатое поместье, владельцы которого больше всего на свете ценят домашний уют, мягкие подушки и возможность отдохнуть в тенистом саду у фонтана, отдельно от шумного гарема. Образцом для татарских ханов стали строения Турции, хотя для разнообразия они могли пригласить и западных архитекторов. Есть в Ханском дворце элементы, с крымскими ханами вовсе не связанные, например Екатерининская миля – верноподданнический знак почтения к императрице, поставленный в 1787 году, когда она вместе с австрийским императором посетила Крым.
Портал Деми-Капы
Портал Деми-Капы отличается по происхождению от остальных построек, хотя внешне гармонирует с ними. Сооружение было создано раньше всего дворца, но в другом месте – его просто перенесли в Бахчисарай. Живописный вход – работа, выполненная в 1503 году итальянцем Алевизом Новым, архитектором московского Архангельского собора. В проекте использованы традиционные для ренессансного декора растительные элементы, отлично сочетающиеся с арабской вязью.
Религиозные сооружения Ханского дворца
Большая Ханская мечеть была построена в 1532 году. Это крупнейшее сооружение комплекса и вообще самая большая мечеть в Крыму. Догадаться о религиозном предназначении массивного прямоугольного здания можно по двум узким 28-метровым минаретам, а в остальном это типичный дом крымскотатарской аристократии, с арками, решетчатыми окнами, светлыми стенами. Каллиграфические арабские надписи на зеленом фоне: цитаты из Корана и восхваления хана – датируются XVIII веком, когда пострадавшая в пожаре мечеть была отремонтирована и дополнена мусульманской школой во дворе. Медресе не сохранилось, а Большая мечеть, после революции служившая музеем, недавно была возвращена верующим.
Малая ханская мечеть обслуживала интересы знати – семьи хана и его приближенных. Здание построено в XVI веке, роспись выполнена на два столетия позже. Ниша-михраб, указывающая молящимся направление на Мекку, украшена 7 резными поясами, напоминающими о семи небесах. Над ними – витражная печать Сулеймана, даровавшая царю власть над джиннами.
Мемориалы комплекса
На Ханском кладбище похоронено 9 ханов с 5 сохранившимися памятниками, всего же здесь можно видеть почти 100 мусульманских надгробий – мраморных и известняковых. Вместе с приближенными и членами семей на Ханском кладбище покоится более 300 человек. Типичный надмогильный памятник представляет собой резной каменный саркофаг, по узким сторонам которого стоят стелы с арабскими надписями и мужским или женским головным убором. Ханы Девлет I и Ислям III удостоились отдельных мавзолеев, где, кроме самих правителей, хоронили их ближайших родственников.
Фонтаны
На месте немногочисленных крымских источников в окрестностях Бахчисарая ставили фонтаны. Поскольку воды было мало, то обычно они представляли собой тонкую струю воды, спускавшуюся по щедро декорированной стене. Золотой фонтан использовали в ритуальных целях для совершения омовения перед молитвой. Его украшала позолоченная розетка, напоминающая распущенный хвост павлина, сверху был нанесен ажурный цветочно-геометрический орнамент – отсылка к образу райского сада.
Знаменитый Фонтан слез впечатляет скорее двумя поэтическими историями, связанными с ним, чем внешней выразительностью. Первая история вдохновила Пушкина, чей бюст установлен неподалеку, на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Капли воды символизировали скорбь хана Гирея по любимой жене Диляре – первоначально сооружение установили у источника возле ее усыпальницы. Позднее источник иссяк, и фонтан перенесли на новое место. Из мраморного цветка капают слезы, попадая последовательно в чаши разного размера, у подножия лежит спираль, символизирующая вечность. Вторая история – поразительный рассказ о том, что на самом деле застал Пушкин на месте Фонтана слез. Он увидел заржавленную трубу, из которой едва капала вода, но воображение поэта помогло проникнуться страданиями хана и тяготами жизни наложниц и создать стихотворный шедевр.
Сады Ханского дворца
В Персидском саду некогда стояли беседки и фонтаны, из Соколиной башни бдительные евнухи наблюдали за порядком в гареме – женщины предпочитали прятаться в тенистом саду от крымского зноя. Специально для жен и наложниц был разбит розарий. Восьмиметровые стены, отделяющие остальную территорию от половины гарема, надежно защищали обитательниц от внешних посягательств, но не от внутренних интриг, в результате которых погибла Диляра – источник вдохновения Пушкина. В двухэтажной Летней беседке, с витражными стеклами и настенными росписями, вокруг фонтана располагались на мягких диванах на отдых мужчины.
Покои хана и гарем
Комнаты Ханского дворца были устроены таким образом, что в жару в них было прохладно, а для зимней стужи существовали камины. Везде были постелены ковры, стояла мягкая мебель с множеством подушек. На нижних этажах устанавливали решетки, сквозь которые свободно проникал воздух. Сейчас в ханских покоях – экспозиция, посвященная быту крымских татар. В комнате невесты стоит сундук с приданым – текстилем с искусной вышивкой. В спальне экспонируются кровати и ткацкий станок. От ханского гарема почти ничего не осталось. Три здания на 70 комнат были снесены еще при Александре I. Во флигеле представлена резная мебель, ценные ковры и домашний текстиль с цветочно-геометрическими орнаментами – все очень пестрое, но удивительно гармоничное.
Время работы и билеты
Ханский дворец открыт круглый год, но особенно рекомендуется побывать здесь весной и летом, когда все цветет и работают фонтаны. Бахчисарайский дворец открыт с 9 до 18 часов, касса закрывается за полчаса до конца работы. Входной билет стоит 250 рублей для взрослых, 100 руб. – для детей и 150 руб. – для пенсионеров. Дополнительно за экскурсию в смешанной группе доплачивают по 50 рублей. Услуга обязательная, отказаться от экскурсовода нельзя. Если нанимать экскурсовода отдельно, то возьмут 1000 рублей с группы при работе по графику комплекса, 2000 руб. – вне графика. Комплексный билет на все достопримечательности стоит 500 рублей.
Некоторые объекты можно осматривать самостоятельно – открытый двор с фонтанами, пока не восстановленные бани, периодически закрывающуюся Ханскую ложу и кладбище, Соколиную башню с выставкой оружия. Каждый экспонат оценивается в 100 рублей для взрослых, 50 руб. – для льготников. Посетители с ограниченными возможностями могут осматривать почти все объекты Ханского дворца с внешней стороны, для них доступны все сады, кроме Фонтанного.
Как добраться
Ханский дворец расположен в 2 часах езды от аэропорта Симферополя. В Бахчисарай из столицы Крыма ходит 3 маршрута, внутри города через Ханский дворец проходят автобусы № 1, 2. В этой части Крыма сравнительно недорогое такси, работает прокат машин и велосипедов. Возле комплекса есть бесплатная парковка, свободные места бывают с утра, до наплыва туристов. Восстановительные работы еще не закончены, поэтому часть объектов может оказаться закрытой, администрация просит отнестись к этому с пониманием.