Жилец.
Шикарный триллер Романа Поланского, который сам сыграл главную роль просто блестяще. «Жилец» входит в так называемую «комнатную трилогию» Полански, и именно этот фильм гениально работает с замкнутым пространством. Клаустрафобичная история, приоткрывающая форточки в такие мрачные и доядерные темы, что становится не по себе, снята по роману Ролана Топора. А уж концовка, полностью перекочевавшая из книги, просто поражает, так что вы наверняка подумаете «так вот где этот трюк изобрели впервые».
Скромный офисный служащий г-н Трелковский присматривает себе уютные апартаменты для холостяцкой жизни, и находит отличный вариант, который ни за что не освободился бы, если бы предыдущая жиличка по трагической случайности не выпала бы из окна. Трелковский вкладывает все деньги, внося плату надолго вперёд.
Однако, соседи проявляют слишком много внимания к любым проявлениям жизнедеятельности нового квартиранта. Трелковский, будучи итак серой мышью, окончательно загнан в угол. Ситуацию дополняют жирными штрихами странные находки в арендованной квартире и светящееся окно уборной в доме напротив, где творится нечто неладное.
Градус растёт, и зритель оказывается втянут в тонкую игру с вопросом «я или весь мир сошёл с ума?». Напряжение реально наполняет замкнутое пространство, нам открывается глубокий и тёмный мир мизантропичного главного героя, степень отвращения его к миру и самому себе.
Если вы по какой-то причине не видели этот фильм, но считаете себя знатоком жанра «мистический триллер», то срочно исправляйте либо первое либо второе.
Лестница Якова.
Иаков Сингер возвращается домой после ранения, полученного во Вьетнаме. Однако, его встречает Нью-Йорк еще более мрачный, чем обычно. К давно терзавшим воспоминаниям Сингера о гибели сына Гейба присоединяются новые глухие и болезненные флешбэки. Отрывки воспоминаний последних минут боя, в котором Иаков получил ранение включают странные сцены озверевших сослуживцев Сингера.
Расшатанная психика главного героя постоянно бросает его из одного ужасного сна в другой. Переставая отделять реальность от бреда, он то находит себя с бывшей женой, с которой развелся после гибели сына, то с новой сексапильной любовницей, всё это перемежается воспоминаниями и странными галлюцинациями. Сингер разыскивает сослуживцев, которые также рассказывают о странных видениях, которые они описывают как «спуск в ад». Вместе они раскапывают информацию о некоем наркотике, который давали солдатам во Вьетнаме, и который носит название «Лестница».
Несмотря на то, что картина едва отбила сюжет, а критики называли сюжет «вторичным и позерским», фильм стал абсолютным культом. «Лестница» - это один из самых мрачных фильмов 90-х, задавших каноны жанра и визуальной стилистики для многих последующих фильмов. Создатели линейки «Silent Hill» и многих других знаменитых хоррор-проектов указывали фильм «Лестница Якова» в качестве альманаха для вдохновения.
Мрачный, тягучий, поднимающий не только неудобные вопросы для милитари-сообщества, но и глобальные вопросы вообще, фильм был снят Эдианом Лайном, автором «9 с половиной недель» и «Непристойного предложения». Лайн, имеющий опыт создания эротических настроений в кадре, мастерски дополнил и без того мрачный сюжет линией тяжелого и рокового влечения. Отличные роли Тима Роббинса, Элизабет Пенья и Дэнни Айелло.
Для хоррора, снятого в 90-е, фильм прекрасно исполнен в плане техники построения кадра, спецэффектов, света и прочего, что делает его доступным для просмотра вне времени. Фильм, горячо любимый зрителями, держит в напряжении, заставляет ломать голову и имеет великолепную развязку, которая точно повергла бы вас в шок, пойди вы в кинотеатр на этот фильм в 90-е.
Враг.
Дени Вильнёв, который снял такие фильмы как «Прибытие» и «Убийца» и сиквел грандиозного «Бегущего по лезвию», который теперь режиссирует «Дюну» - фильм, название которого при режиссёрах принято вслух не называть, по крайней мере при Дэвиде Линче - в 2013 году снял отличный, но малоизвестный триллер "Враг".
Несмотря на скромные рейтинги и совершенно, на мой взгляд, неадекватные отзывы наших кинокритиков, «Враг» является вполне осязаемым столпом жанра триллера 2010х – преемником психологических глубоких фильмов, о которых все забыли, погрузившись в бесконечные ситуационные истории а-ля «Пила» и «Судная ночь», а теперь вспомнили и начали носиться с вызывающим изжогу словом «слоубернер».
Итак, в 2013 году, Джейк Джилленхол сменил отказавшегося (к счастью, на мой взгляд) от роли Хавьера Бардема и исполнил на пару с Мелани Лоран («Бесславные ублюдки», «Иллюзия обмана») и с Сарой Гадон отличный квартет. Почему квартет? Потому что Джилленхол играл за двоих, вернее двоих.
Адам, преподаватель истории, берёт в прокате ничем не примечательный диск со столь же непримечательной комедией. Фильм улетел бы обратно в прокат, никак не запомнившись главному герою, если бы он не увидел в одной из сцен персонажа, выглядящего абсолютной копией Адама.
Попытки отыскать двойника и разобраться сталкивают Адама с необходимостью заниматься самой неблагодарной работой в мире – разбираться в самом себе. Ощущение внутренней пустоты, вызванные размышлениями о своем месте в мире и на этой проклятой записи, приводят к полному коллапсу представлений о жизни и собственном я, сталкивая персонажа Джиленхолла с темными фигурами подсознания.
Вильнёв отлично справился с передачей тесноты в собственном «я» посредством интерьерных съемок – комфортный и современный, но тесный кондоминиум создает клаустрофобичное ощущение при каждом ре-визите на экране. Запутанные отношения с женскими персонажами также добавляют ощущения погружения в пучину.
По сути, «Враг» можно отнести к жанру магического реализма, так как снят он по роману «Двойник» Жозе Сарамаго, работавшего в этом жанре. Это совсем не значит, что события на экране ничем не объяснены – всё, включая критикуемую многими концовку, имеет вполне…ощутимое объяснение. Так что приятного просмотра и удачи с этой головоломкой.