Найти в Дзене
LearninGrad

Что такое любопытство?

Зачем человеку вообще что-либо изучать? Ведь это долго и трудозатратно!

Предлагаем вспомнить себя с самого детства. Что заставляло вас учиться? Нет, не в школе за партой, а в целом, по жизни… Надо устранить какую-то проблему или решить задачу: построить из кубиков башню, сварить суп, починить телефон и т.д.

Вспомните этот азарт, который возникает при тренировке нового навыка: «Смогу или нет», «Ведь должно же получиться!». Этот азарт характеризует стремление человека использовать предметы физического мира для удовлетворения своих жизненных потребностей.

-2

Это проявление когнитивного интереса, который философ Юрген Хабермас называл техническим. Итак, технический интерес возникает из-за желания человека контролировать все вокруг себя. Из-за него и появились естественные науки, задачей которых было и есть поиск способов овладения природой.

-3

Еще один тип познавательного интереса, по Хабермасу, - практический. Этот интерес возникает из-за стремления людей взаимодействовать друг с другом. А это, согласитесь, не просто – ведь нужно понимать другого человека, его ценности, желания, потребности… Практический когнитивный интерес стал причиной развития гуманитарных наук, изучающих социальные процессы. Это и история, и социология, и науки о языке.

-4

Есть и третий тип познавательного интереса. Это – стремление разобраться в том, что является правдой, а что ложью. Это – желание обрести подлинного себя через освобождение от влияния искаженной коммуникации. Именно поэтому Хабермас называл этот тип интереса эмансипационным (эмансипация, то есть освобождение).

-5

Обратим внимание на то, что все три типа когнитивного интереса необязательно проявляются по отдельности. Поэтому сопоставление типов интересов и соответствующих им областей знаний является очень условным. В течение жизни одни интересы могут сменяться другими, либо же человек может быть движим одновременно двумя или даже тремя типами когнитивного интереса.