Найти тему
SOTA

Опасная самооборона

Что бы вы сделали, если бы в подъезде незнакомцы схватили и потащили вас без объяснения причин? Стали бы сопротивляться или догадались, что это сотрудники ФСБ и подчинились им? Артём Загребельный выбрал первый вариант, за что лишился свободы на 8 лет.

Артем Загребельный
Артем Загребельный

В 2019 году Артём зашел в лифт, а следом за ним – крупный мужчина в гражданской одежде. Когда тот узнал фамилию парня, то схватил его и потащил из лифта, а на помощь ему подошли коллеги. На камере видеонаблюдения заметно, что силовики не показали парню удостоверения, да и не пытались объяснить суть происходящего. Загребельный испугался и воспринял это как нападение преступников, поэтому распылил в лицо противникам газовый баллончик. Затем незнакомцы наконец-то представились и сказали, что они из ФСБ. Потом парня допрашивали и под давлением заставили признаться в том, что тот призывал к экстремизму. По словам Загребельного, он получал угрозы от силовиков, которые обещали изнасиловать его девушку на его глазах. А 22 октября 2020 года суд признал парня виновным в применении опасного для жизни или здоровья насилия в отношении представителя власти. Парня приговорили к 8 годам лишения свободы.

Тот факт, что сотрудники получили лишь легкий вред здоровью, суд не учел. Впрочем, как и то, что парень оборонялся и искренне не знал, что на него не нападают, а задерживают. Запись с камеры видеонаблюдения – доказательство, видимо, недостаточное.

В очередной раз поражаясь решению суда, разбираемся, что такое самооборона и как она отличается от умышленного нападения.

Статья 37 УК прямо говорит, что обороняться при нападении или его угрозе не преступление.

Защищаться, если угрозы насилия нет, можно, но, конечно, при определенных обстоятельствах. Если вы из-за внезапности нападения дали слишком сильный отпор, это не считается превышением пределов необходимой самообороны. Когда вас хватают и пытаются против воли вытащить из лифта, сложно что-то оценить. Хочется только защитить свою жизнь, а баллончик в случае Загребельного соответствовал цели и нормам закона.

Специально для таких случаев Пленум Верховного суда вынес постановление «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление». Разберём основные пункты.

Каждый может обороняться. Статья 37 УК распространяется на любого человека: каждый имеет право на самооборону. Не важно, была ли возможность обратиться к кому-то за помощью или избежать нападения. И это справедливо. Когда на человека покушаются, включается инстинкт самосохранения. В голове в это время вовсе не обязаны быть мысли о том, как бы «правильнее» поступить.

При нападении группы можно отбиваться от любого из ее членов. То есть, когда вас куда-то тащат несколько человек, каждый из них является «допустимой целью», без различия «этот меня за ногу схватил, а этот рядом стоял и подсказывал»

Суд должен разобраться. Постановление Пленума гласит, что судам необходимо установить, понимали ли вы, что это реальное нападение. Для этого нужно учитывать обстановку и ваши чувства в этот момент (страх, испуг, замешательство и т.п.). Неожиданным может быть, например, вторжение к вам в дом ночью: тут уже не до «оценки ситуации».

То есть в обязанности суда входит анализ всех обстоятельств случившегося. Значение имеют и ваши эмоции, и обстановка, и время суток. Загребельного «задерживали» в безлюдном месте, мужчины были крепкого телосложения, их было несколько, что, разумеется, имеет значение.

Что будет преступлением. Если же вы могли и должны были понять, что реальной угрозы нет, вас могут обвинить в преступлении, совершенном по неосторожности.

Правоохранители при исполнении. ВС не оставил без внимания и сотрудников правоохранительных органов. В документе сказано, что от законных действий силовиков обороняться нельзя. Но самооборона возможна, если их действия незаконны. В случае с Артёмом сотрудники ФСБ подошли к нему, не показав удостоверение и ничего не сказав. У парня не было никакой возможности понять, что его задерживают, а не нападают. Отметим, ст. 16.3 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» гласит, что служебное удостоверение сотрудника ФСБ является документом, подтверждающим его личность, должность, права и полномочия. Следовательно, чтобы окружающие поняли, какие у тебя есть права, и кто ты такой, – необходимо показать удостоверение. Соответственно, сотрудники ФСБ повели себя, мягко скажем, опрометчиво, когда решили схватить парня, не представившись.

Увидеть здесь насилие в отношении представителя власти невозможно. Ведь для того, чтобы состав «сработал», Артём должен был знать, что перед ним находятся сотрудники ФСБ. А по камерам видеонаблюдения сделать такой вывод нельзя.

Текст: Алина Винтер