Найти в Дзене

Кандидаты сервисных наук

25 октября на РБК была опубликована статья, посвященная выступлению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова на 25-летии Института экономической политики им. Егора Гайдара. Естественно, выступление ректора “оплота российской либеральной мысли”, да еще и на столь рукопожатном собрании, никак не могло остаться без нашего внимания. Особенно привлекло наше внимание следующее высказывание:

«Уже к 2017–2018 годам Россия столкнется с проблемой реальной безработицы среди молодого населения, с которой, например, столкнулись испанцы…безработица среди людей в возрасте до 25 лет в Испании составляет 49% (данные за август) — худший показатель среди стран Европейского союза. По данным Росстата, в августе 2015 года уровень безработицы среди российской молодежи в возрасте 15–24 лет составил 16,5% — при общем показателе уровня безработицы в 5,3%.»

«Структура предложения на рынке труда в ближайшие 15 лет изменится…70% людей в возрасте до 30–35 лет будут иметь высшее образование — а это люди, не готовые работать руками и мириться с жесткой регламентацией своей деятельности.»

Прочитав это, невольно задаешь себе вопрос: знает ли уважаемый ректор ВШЭ структуру ВВП не в отсталых странах типа нашей, а в продвинутых, например в Америке? Там 60- 70% ВВП – это сектор услуг и торговля. Соответственно, 60-70% населения заняты тем, что оказывают разнообразные услуги. Кому они их оказывают? Очевидно, друг другу. Разве наличие высшего образования – помеха в этом деле? Наоборот! Вне всякого сомнения, человеку с высшим образованием, пришедшему в ресторан, будет приятно, если его обслужит человек, тоже имеющий высшее образование. А потом, когда первый придет на свое рабочее место клерка в банке, он с не меньшим удовольствием обслужит второго. Во время обслуживания друг друга они даже смогут найти общие темы для беседы: например, поговорить о Шиллере. Если, конечно, изучение такового будет входить в учебную программу Университета Сервиса и Туризма и прочих подобных учебных заведений, в которых оба имели честь обучаться. Что же касается неготовности “мириться с жесткой регламентацией”, непонятно, какие здесь могут быть варианты. Те, кто застал СССР, наверняка помнят тогдашнюю сферу обслуживания, в которой жесткая регламентация отсутствовала или, по крайней мере, была неочевидна со стороны пользователя (“Столовая закрывается за 15 минут до закрытия”, “Вас много, а я одна”, “Бери,