Каракалпаки с древности проживали практически по всему Дикому полю (черные клобуки) и Дешт-и-Кипчаку - от Южной Сибири по всей Средней Азии. Сейчас каракалпаки небольшими этническими общинами проживают в Астраханской области РФ и Ферганской долине. Основная их часть проживет в Республике Каракалпакстан Узбекистана.
В истории каракалпакского народа был один период, который постоянно выпадает из поле зрения историков. И в связи с которым, в советских учебниках по истории СССР была дана неправильная информация о якобы переселении каракалпаков со среднего течения реки Сырдарьи (район современных Шымкента и Ташкента с притоками Ангрен, Чирчик и Келес).
Это так называемый "жанадарьинский" период истории каракалпаков.
Жанадарья и Куандарья (притоки в низовье Сырдарьи) находятся на территории Кызылординской области Казахстана - в современном Кармакшинском районе.
На этой территории, издревле проживали полукочевые каракалпаки. Так как территория пустынная и маловодная, требующая ирригации казахи здесь кочевали редко. Поэтому отношения каракалпаков с казахами Младшего жуза, к кочевьям которых и относится Жанадарья с Куандарьей были дружескими. Никто, никому не мешал!
В 1715-1716 годах к сырдарьинским каракалпакам перекочевала большая часть каракалпаков, проживавшая в Хорезме и Ургенче. Это основные каракалпакские роды Конырат, Кыпшак, Кытай, Кенегес, Муйтен, Мангыт.
Начался столетний период жизни каракалпаков на кызылординской земле.
Перекочевка произошла из-за постоянных набегов туркмен и кызылбашей.
В Жанадарье каракалпаки наконец обрели на некоторое время спокойствие. Они избавились от набегов и смогли спокойно заняться оседлым хозяйством, к которому имели склонность.
С середины XVIII века каракалпаки вносят весомую лепту в освоение здешних старых земледельческих районов. Они возрождают старые водные сети, строят крупные ирригационные сооружения и крепости. Например, возрождают старые города Джент (Жана кала), Ашпас (Асанас), Сыгнак, уничтоженные при монголо-татарском нашествии, строят новые города – Орынбай кала, Аралбай кала и другие - монография А.Утамбетовой ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ «ШЕЖИРЕ» («РОДОСЛОВНАЯ») БЕРДАХА
Каракалпаки не имели здесь никаких государственных объединений и жили отдельными племенными группами.
Но в 1770-х годах здесь появился Нуртай-батыр, происходивший из бухарских каракалпаков (род костамгалы). Именно он предпринял попытку объединить всех каракалпаков в один союз, который мог бы претендовать на создание государственного образования.
Нуртай-батыр построил город у Куандарьи, который находился на караванном пути и поставил там свою таможню, в которую купцы должны были платить пошлину.
Это не понравилось ханe Младшего жуза казахов Ералы. Он усмотрел в этом покушение на свои права (вполне законные) и начал военные действия против каракалпакского Нуртай-батыра.
Но Нуртай-батыр оказался непрост. Он смог позвать на помощь туркменов и выставить войско в 20 тысяч конницы. Они легко разгромили 8 тысячный отряд казахов Младшего жуза под командованием султана Худайменды.
Других сил у хана Младшего жуза Ералы-хана не было. К тому же его головной болью был восставший против него казахский старшина Сырым Датов, который имел скорее всего контакты с Нуртай-батыром.
Поэтому Ералы-хану пришлось призвать позвать на помощь других казахских ханов:
К примеру, в июле 1786 года в своем письме генералу-поручику О. А. Игельстрому Ералы Султан пишет: «Все руководители кыргызкайсаков вышли на тропу войны против каракалпаков. Здесь никого не осталось, и поэтому я тоже пошел с ними. С нашим приходом каракалпаки готовились к войне, но они потерпели поражение, некоторые из них ушли в сторону Ургенча, а большинство умерли вместе со своими семьями …» - монография А.Утамбетовой ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ «ШЕЖИРЕ» («РОДОСЛОВНАЯ») БЕРДАХА
Но скорее всего это является неправдой, так как с Жанадарьи ушли только жаунгыры - один из каракалпаских родов. Кытаи под руководством Нуртая-батыра и другие каракалпакские роды остались на обжитых местах.
Отмечается что в этот период сырдарьинские каракалпаки попадают в зависимость от Хивинского хана. И скорее всего, они попросили его покровительства.
Каракалпаки во главе с Нуртай-батыром проживали на Жанадарье до 1811 года. Только после смерти Нуртай-батыра, они были вынуждены перекочевать обратно в Южное Приаралье. Именно этот факт преподносится в старом советском учебнике по истории СССР как переселение каракалпаков со среднего течения Сырдарьи по приказу хивинского хана. Это не является истиной, так как сырдарьинские каракалпаки проживали по притокам Сырдарьи в ее нижнем течении.
Личность Нуртай-батыра плохо изучена историками, но представляет интерес как пример удачного сочетания в одном человеке полководческих и административных качеств. Именно он держал в руках все связи с туркменами и казахами Младшего жуза, помогавшие каракалпакам выстоять перед натиском казахских чингизидов, недовольных самостоятельной политикой сырдарьинских каракалпаков.
Статья по теме: Сырым Датов - первый оппозиционер казахской степи 18 века