Кто более артист в шумном, длительном и надоевшем процессе – Ефремов или Пашаев. Оба показали свою суть, оба провалили свои роли.
Артист. Действительно слаб, но его хоть можно понять: стать преступником в почтенном возрасте означает перечеркнуть всю прошлую жизнь. Он сломался в новой непонятной роли, поступки его стали неадекватны, появилось естественное желание выжить любой ценой.
И тут нарисовывается Пашаев, - всемогущий адвокат, полубог. Он просто раздавил Ефремова своим авторитетом, подчинил и заставил говорить то, что необходимо адвокату.
Итог сотрудничества – изощрённое оскорбление подзащитного. Обидная, крайне неприятная и унизительная характеристика любого человека на закате жизни – «жалкий человек».
Адвокат. Пашаев беспринципный хищник-стервятник в профессии и в жизни. Деньги, имидж, слава, - приоритеты.
Порядочность, закон, честь, сочувствие и сострадание для него пустой звук. «Об этом говори, а об этом молчи», - это логика не адвоката, а лжеца. Термин «меня подставили», - исчерпывающая характеристика мышления преступника, но не защитника.
Знает, что нашкодил, нагадил, обманул, - поэтому выкручивается традиционным способом, сваливая вину на слабого (Ефремова) и внешние преграды (новых адвокатов артиста).
А на самом деле он просто ничего не смог сделать.
Законных оснований для оправдания артиста нет и быть не может.
Купить следствие, суд, свидетелей не удалось из-за слишком громкого резонанса «дела Ефремова» в обществе.
Жонглирование законами, нормами, процедурами не принесло ожидаемого эффекта, – дело несложное, запутать его не хватило таланта даже у Пашаева.
Разумеется, профессиональный юрист докажет, что слово «жалкий» не считается оскорблением. Но бумеранг вернулся: в данном случае жалким оказался адвокат с его потугами и зоновскими понтами.
И главное: самым жалким, слабым, безвольным участником этого затянувшегося спектакля выглядит российское правосудие.