Конструктивная критика. Часть первая
Разослав своё «дитя» по литературным изданиям, Вы терпеливо ждёте. Время идёт, а долгожданный звонок не торопится радовать своей приятной трелью. В этот момент вы незаметно входите в новую стадию критики, когда, терзаемые неизвестностью, истязаете себя сомнениями.
Подобная самокритика не является конструктивной/объективной. Под её влиянием ни в коем случае нельзя заниматься правкой текста и уж тем более вносить глобальные изменения в роман. Её нужно лишь переждать, вновь набравшись терпения и здравого смысла.
И вот наконец плохая погода сменяется ярким солнцем: долгожданный звонок приводит вас в издание. Но радость, заполнившая всё ваше естество, сменяется недоумением и обидой после сухих слов редактора:
«Мы напечатаем это, но при условии сокращения текста на 30%!».
Жизнь вокруг не просто замедляет ход, она практически останавливается!.. Вы не помните, как выходите из кабинета, как оказываетесь дома, как «падаете» в любимое кресло. Обида съедает вас изнутри, не давая пошевелиться. Вы оскорблены, раздавлены, убиты!..
На деле же не произошло ничего трагичного. Вы просто впервые узнали о традиционной болезни всех творческих людей – авторской слепоте. Тот же, кто познакомил вас с ней – грамотный редактор – по совместительству и главное лекарство от этого недуга.
Течение болезни у всех разное, но памятуя о том, что вы – сильная личность, через некоторое время вы вновь беретёсь за перо. Но на это раз не для того чтобы созидать, а чтобы сломать часть того, что было бережно выстроено вами самим.
Постепенно погружаясь в процесс «разрушения», в какой-то момент вы ловите себя на мысли, что он начинает доставлять вам… странные ощущения. Внося кардинальные правки в роман, вы меняете местами главы, выстраивая сюжетную линию в иной последовательности.
Перечитав изменённую «рукопись», вы понимаете, что отредактированный роман кардинально отличается от первоначального варианта: у вас получился совершенно иной продукт, другого качества и другого формата!
А теперь ответьте на два простых вопроса: смогли бы вы сами столь кардинально изменить первоначальный «продукт», не будь у вас конструктивных критиков в лице близких и редактора? Изменился бы роман, если замечания не были бы услышаны и реализованы?
Ответы приведут вас к долгожданному выводу: обоснованная, фактажная, конструктивная критика – непременный залог перемен к лучшему. При этом критику нужно быть искренним, но максимально корректным в высказываниях, а критикуемому – уметь правильно применять услышанное.
От души желаю всем нам творческого вдохновения, креативных советчиков и умения принимать/применять их мнение. Ибо лишь в продуктивной коллаборации автора и критика рождаются истинные шедевры!..
Текст: Adriano Perchini
Исходник: «Чувства и Мысли»
Заранее искренне всем благодарен за поддержку лайками и подписку на канал!