Садистские, жестокие воины, которые в боевом безумии убивали, кого попало, города и деревни грабили и сжигали дотла, и не имели жалости к врагам. Так изображала варваров из германских племен римская пропаганда. Но действительно ли они были настолько жестоки?
Никакой жалости к врагам
Читая рассказы древних летописцев, можно создать впечатление, что германцы трудились прежде всего над завоеваниями, а война была прямо-таки их ... хобби. Профессор Карл Модзелевский:
Цезарь писал о Свебах, что это было самое большое и воинственное из германских племен."Говорят, что у них есть сто округов, и что из каждого округа они каждый год посылают по тысяче Вооруженных на войну”. Оставшиеся в течение года трудятся на содержание воюющих, которые по истечении года возвращаются, а на их место отправляются следующие. Благодаря этому не прекращаются ни работы на местах, ни военные действия.
Так было хотя бы в случае Арминия, германского полководца из рода херусков, который в 9-м году нашей эры в Тевтобургском лесу совершил резню императорских войск. Около 20 тысяч легионеров погибли в муках после того, как попали в ловушку, организованную варварами. Арминий применил тактику, которую ему внушили во время военной подготовки в Риме (несколько лет он также служил в армии Империи).
Германцы любили разбивать головы поверженных врагов, потому что считали, что таким образом не дает душе человека покинуть свое тело. Десяткам легионеров выкололи глаза, а еще больше потеряли головы. Позже они были прибиты к деревьям как символ победы и одновременно предупреждение.
Но на этом увечья не заканчивались. Уши откусывали. Многим трупам не хватало ног, ступней, рук, а иногда даже яичек. В нескольких местах были воздвигнуты импровизированные алтари, на которых старших офицеров сжигали заживо. От их тел остались только почерневшие, искривленные, не различимые фигуры.
Воры и вандалы
В бой германцы вступали не только для того, чтобы избавиться от ига оккупантов (как это было в случае битвы в Тевтобургском лесу), но и для захвата новых территорий и обогащения.
Герулы, обладающие, 500 кораблями, не имея возможности эффективно сломать сопротивление рима на нижнем Дунае, напали на Византию и противоположный Хрисополис, а изгнанные оттуда через флот римской империи сначала разграбили близ лежащие острова и города, пока наконец, не высадились в Греции, которую разорили почти в полном объеме.
Аналогичную мотивацию имели и вандалы, которые в новогоднюю ночь в 405 году при поддержке аланов и воинственных Свебов в окрестностях Майнца прорвались через Рейн и вторглись на территорию империи.
В последующие годы Варвары шли вглубь империи, грабя новые поселения и деревни. Полвека спустя окольным путем они добрались до сердца Империи-под предводительством Гензерика они разграбили и разрушили Вечный город. Интересно, что они пощадили его жителей вместо убийства взяли своих потенциальных жертв в качестве рабов.
Зато сам Рим после их ухода представлял картину нищеты и отчаяния. В течение двух недель захватчики вели регулярный грабеж буквально всего, что представляло в их глазах какую-либо ценность. Они крали картины, статуи, золото и ценности.
Звери или ... жертвы?
От названия германского племени, ответственного за осквернение Вечного Города приняли слово вандализм.
Если его происхождение не вызывает сомнений, то уже термин "варвар" вызывает больше проблем. Сегодня оно ассоциируется у нас однозначно- с жестокостью или прямо-таки садизмом. Между тем первоначально оно относилось к чему-то совсем другому. Как объяснил Карл Модзелевский:
Грациозное выражение Барбароса произошло от имитации нецензурной лексики: бар-бар-бар... так древние греки насмехались над теми, чью речь не могли понять. И так называли все иноязычные народы.
У греков этот термин заимствовали римляне и употребляли его во вторичном значении, основанном на противопоставлении варварства и цивилизации. Однако сохранилась, по крайней мере среди образованных элит, память о первоначальном значении слова.
Более того, историки доказывают, что – по тем временам-германские воины не отличались какой-то особой жестокостью и любовью к жестокости. Однако в их случае не получилось сказать, что историю пишут победители. Поскольку на самом деле все рассказы о Римско-германских войнах были написаны гордыми гражданами империи, сегодняшняя картина варваров такова.
Ведь могущественная, почти непобедимая Империя не могла согнуть колени перед кем угодно. Если их уже должен был одолеть какой-то враг, то это, должно быть, был враг крайне страшный…
Поддержите канал вашей активностью, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, пишите в комментарии ваше мнение, если вам была интересна данная статья.