Как ни странно, многие предприниматели продолжают идти по пути наибольшего сопротивления. Они пытаются продавать продукты, у которых есть десятки альтернатив на небольшом рынке и стараются выиграть в напряженной конкуренции. В то же время другие компании без борьбы захватывают новые рынки и легко растут.
Мы уже рассматривали разницу между стратегией «красного океана» и стратегией «голубого океана». Первая подразумевает борьбу за высококонкурентный рынок, вторая — освобождение от конкуренции с помощью инновационных продуктов, у которых нет альтернатив. Старший менеджер Академии бизнеса EY Наталья Сокова рассказала Школе Миллиардера, как мыслят инноваторы.
Планы предпринимателей, которые создают новаторские продукты, не следуют общему порядку рыночной конкуренции. Они ищут способы изменить правила игры.
Наталья выделяет следующие основы поведения инноватора:
1. Они не принимают то, что все остальные считают само собой разумеющимся.
2. Они бросают вызов устоявшимся представлениям об отношениях с клиентами и выстраивании бизнес-процессов.
3. Их точка зрения о том, за счет чего можно выиграть конкуренцию, отличается от логики рыночной конкуренции, которая доминирует в мышлении многих руководителей компаний и предпринимателей.
Чтобы начать думать по-инновационному, Наталья рекомендует ответить на два вопроса.
Вопрос 1. Принимаете ли вы отраслевые условия как данность?
Стратег «голубого океана» не позволяет структуре отрасли определять свои планы, потому что эти условия можно расформировать. Примеры бесконечны: от Apple в индустрии бытовой электроники до Cirque du Soleil в цирковой индустрии или даже Yellow Tail, создавшего рыночное пространство «вкусного вина».
Вопрос 2. Вы пытаетесь обыграть конкурентов? Или вы делаете конкуренцию неактуальной?
Многие компании попадают в ловушку конкуренции. Приняв отраслевую структуру как данность, руководители анализируют своих конкурентов и сосредотачиваются на том, чтобы превзойти их. Ирония заключается в том, что сосредоточение внимания на создании конкурентного преимущества ведет к подражательным, а не инновационным подходам к рынку.
Проще говоря, чем больше вы сосредотачиваетесь на сравнительном анализе и опережении конкурентов, тем больше ваша стратегия будет похожа на ваших конкурентов. Если вы хотите создавать инновационные продукты, то перестаньте смотреть на отрасли, в которых давно ведется конкуренция, и начните искать то, что на самом деле ценит и хочет ваш клиент.