«Отравление» Навального: кто стоит за игрой против России
20 августа 2020 года на рейсе S72614 авиакомпании S7 Airlines, следовавшем из Томска в Москву, стало плохо известному российскому оппозиционному блогеру Алексею Навальному, он потерял сознание. Чтобы спасти человека, самолёт совершил экстренную посадку в аэропорту Омска. Навальный в бессознательном состоянии был доставлен в отделение токсикореанимации городской клинической больницы №1 Омска, где его ввели в искусственную кому и подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких.
Два дня спустя Навального перевезли на лечение в клинику «Шарите» в Берлине. Событие вроде бы внутрироссийское. Однако после того как 2 сентября Федеральное правительство Германии со ссылкой на исследования, проведённые спецлабораторией вооружённых сил Германии, заявило, что Навальный был отравлен боевым отравляющим веществом из группы «Новичок», и соответствующее заявление сделала канцлер Германии Ангела Меркель, оно перестало быть внутрироссийским, а стало одним из наиболее громких медиаповодов в международной повестке дня.
Как уже РУССТРАТ отмечал в начале сентября 2020 года, после заявления Меркель от 2 сентября уже совершенно не важно, был ли видный российский оппозиционер Навальный действительно отравлен. Приведем отрывок текста полностью:
«Главное, что с его помощью канцлера ФРГ пытаются загнать в ту же ловушку, что и президента Белоруссии Александра Лукашенко, а ранее премьер-министра Британии Терезу Мэй. Скрипаль – для Британии, «вагнеровцы» - для Белоруссии, Навальный – для Германии.
История с отравлением Скрипалей была инспирирована в момент, когда прочность британского управления Евросоюзом пошла трещинами. Лондону срочно потребовалась «маленькая победоносная война» со страшным врагом, который, во-первых, находится во вне, во-вторых, представляет опасность для всех членов ЕС. Сегодня «эти русские» варварски применили страшное оружие массового поражения в британском городке, кто знает, где они ударят еще!
Но тогда с объединением перед внешней угрозой не вышло. Британцам пришлось из Европы уйти. Тихо замяв историю с «Новичком». Скрипали куда-то пропали. Хотя, по логике событий, им должны были устроить пышные публичные похороны. Если бы они действительно оказались отравлены. Но нет. Жертвы просто испарились.
Далее история с 33 диверсантами ЧВК «Вагнер», прибывшими из России якобы для организации свержения Александра Лукашенко. Потом, правда, выяснилось, что это была спецоперация СБУ. Надо признать, изящная в своем замысле. Опять российская экспансионистская угроза и снова в удачно выбранный момент.
Прежде чем успела осесть пыль, белорусский президент наломал изрядно дров, оказавшись на грани разрыва отношений с Россией. К счастью, Москва проявила выдержку. Хотя эта история еще далека от завершения».
И вот теперь снова отравление. На этот раз уже крупнейшего российского оппозиционера. И опять с задействованием уже хорошо известного и широко раскрученного в западных СМИ бренда – нервнопаралитического вещества «Новичок». Хотя британцам не удалось ни его формулу представить, ни российское происхождение доказать, в западном общественном сознании все равно укрепилось убеждение, что отраву точно сделали русские.
По Навальному примечателен целый ряд моментов. Во-первых, даже немецкие медики до сих пор не могут представить никаких четких доказательств как факта именно отравления, так, тем более, и использования пресловутого «Новичка».
Во-вторых, так как данные немецких экспертиз до сих пор почему-то засекречены, все больше европейских политиков начинают сомневаться, что имел место сам факт отравления Навального «Новичком» со стороны российских властей. В частности, глава комиссии Сената Франции по международным делам и обороне Кристиан Камбон отмечает:
«Лично я отказываюсь тыкать в кого-то пальцем, как это делают определенные СМИ, и говорить, что это [отравление Навального] дело рук президента Владимира Путина и его сторонников. У нас нет на то доказательств.
Я допускаю, что это могли быть и группы, стремящиеся дестабилизировать положение президента Путина. Эту точку зрения нельзя отбрасывать. Но это не очень хороший эпизод. Он открывает новые возможности для врагов России. Думаю, если это не Владимир Путин и не его окружение, нужно выяснить, кто это. Параллельно Германия должна представить свои доказательства и допустить российских врачей к совместной работе».
Несмотря на многочисленные противоречия в показаниях немецких властей, Меркель публично допустила перспективу введения против России нового пакета санкций. Это автоматически должно было до крайности осложнить российско-германские отношения, но не в части «Северного потока-2».
Берлин находится в точке перегиба. С одной стороны, он превратился в прямого противника США. С другой, он является главной точкой сборки новой Европы взамен разваливающемуся Евросоюзу. Сохранить геополитическое значение Германия может, только укрепив связи с Россией. Тогда Берлин сохраняется и как поставщик энергоресурсов для ЕС, остающегося рынком сбыта германских промышленных товаров, и как фактор поддержки германской политической линии в Европе.
Заявления канцлер Меркель в этом контексте ничего не напоминает? Это же «белорусский сценарий» в чистом виде. Случайно ли такое совпадение? И то, что Германия сейчас находится практически в «белорусском положении», и то, что фрау канцлерин также случайно, на эмоциях, совершает те же ошибки, что и Лукашенко?
Хотя ЕС и ввел под предлогом дела Навального новые антироссийские санкции, по большому счету, эта игра части европейских элит сорвалась, так как санкции имеют в значительной мере декоративный характер.
После того, как в середине сентября в российских и европейских СМИ была допущена утечка о размере штрафных санкций, полагающихся Германии за отказ от продолжения строительства «Северного потока-2», дело Навального в Германии пошло на убыль: пациент резко выздоровел, заговорил и даже начал ходить.
Выдержка из статьи РУССТРАТ «Во что обойдется Германии убийство СП-2?» от 20 сентября 2020 года:
«Член комитета немецкого парламента по международным делам Вальдемар Гердт официально заявил, что газопровод не является немецким или российским, этот проект чисто коммерческий. В нем принимают участие свыше 100 частных фирм, получивших все необходимые разрешения. Запрет на достройку автоматически вызовет многомиллиардные иски по возмещению ущерба либо к коммерческим компаниям, либо к правительствам стран ЕС.
Немецкий политик оценивает их размер, по меньшей мере, в 10 млрд евро – сумму прямых инвестиций участников. Следует помнить, что проект финансируется 50 на 50 российским газовым гигантом и пулом европейских компаний. Куда входят немецкие Uniper и Wintershall (газовое подразделение концерна BASF), австрийская OMV, французский Engie и британско-нидерландский Shell.
Так что, может и не быстро, но русские свои вложенные в трубу деньги полностью вернут.
А так как, кроме вложенного, штрафные санкции в подобных случаях предусматривают компенсацию еще и недополученной прибыли, то общая сумма штрафов имеет серьезные шансы достичь 20 млрд евро. Тем самым обеспечив Москве прибыль по проекту фактически в любом случае. Пусть, возможно, и несколько меньше изначально ожидавшейся».
30 сентября в истории с оппозиционным блогером Алексеем Навальным произошёл весьма существенный разворот. Точкой качественного перехода является интервью, которую он дал немецкому еженедельнику «Шпигель». Сейчас оно активно обсуждается мировым экспертным сообществом. Прежде всего потому, что в нём Навальный перешёл красную черту, обвинил российского лидера Владимира Путина в своём отравлении.
При этом, пытаясь дать оценку происходящему, эксперты не учитывают ряда важнейших нюансов, которые невозможно понять, без знания сугубо германской медийной специфики и внутриевропейских политических контекстов. Они позволяют читать между строк и принципиально влияют на точность анализа происходящего.
Прежде всего, следует обратить внимание на вступление к статье в «Шпигель», которое показалось несущественным для репостов её перевода в мировой и отечественной прессе. А зря. В редакции этого влиятельного издания мирового формата работают высококвалифицированные журналисты, которые не могут не видеть явных нестыковок официальной версии происшествия, выдвинутой западным политикумом и отечественной либеральной клакой: «отравление «Новичком» – неопровержимый факт, и его осуществили российские спецслужбы».
На этом фоне статья в самом влиятельном германском еженедельнике при внимательном изучении выглядит как скрытый сигнал, который его редакция посылает подобно завербованному радисту в радиоигре разведок. Она открывается вступлением, которое скорее напоминает протокол серьёзных переговоров либо допроса подследственного (перевод «РУССТРАТ»):
«Шесть часов утра, среда – Алексей Навальный появляется в берлинском редакционном представительстве SPIEGEL для интервью. Бюро располагается в нескольких шагах от [клиники] Шаритэ, в которой Навальный проходил лечение в течение месяца и находился между жизнью и смертью… Четверо сотрудников LKA (местного криминального ведомства) обеспечивают его охрану во время этого визита. Навальный, который накануне совсем не мог ходить, решил подняться наверх по лестнице, а не на лифте».
Прежде всего, немецкий, а также зарубежный искушённый читатель обратит внимание на время, на которое назначено интервью. Ещё недавно «смертельно больной» оппозиционер прибывает в редакцию в шесть утра, то есть проснуться ему для этого надо как минимум на час раньше.
При этом следует учесть дополнительную нагрузку накануне, связанную с серьёзной подготовкой к этому интервью. Без сомнения вопросы были загодя согласованы, а ответы содержательно проработаны и, по понятным причинам, не только с самой «говорящей головой».
Понятно, что такую нагрузку вряд ли сможет выдержать человек, физически и ментально ослабленный смертельным российским «химоружием». Который, к тому же, после этого «квеста» демонстрирует превосходную физическую форму и отказывается от лифта. Для справки: редакционное помещение Шпигеля, в котором состоялось это интервью, находится на шестом этаже (учитывая, что в Германии счёт этаже начинается с нулевого цоколя).
Очевидно, редакция Der Spiegel в этой преамбуле отправила серьёзное послание двоякого содержания: а) она вынуждена отработать политический заказ, от которого нельзя отказаться и б) журналисты издания крайне скептически относятся и к самому персонажу, и к тому, что он изрекает.
В частности, от их внимания не ускользает серьёзная нестыковка (перевод «РУССТРАТ»): «Когда он наливает воду из бутылки себе в стакан, это стоит ему видимых усилий, он вынужден использовать для этого обе руки. Помощь он отвергает». И это – после подъёма пешком на шестой этаж!
Есть ещё одно важное обстоятельство, о котором «проговаривается» Der Spiegel. Интервью Навального заявлено как первый эксклюзив после выздоровления. Но в преамбуле чёрным по белому значится (перевод «РУССТРАТ»): «Навальный выглядит более нервным, чем на предыдущих встречах». Значит, журналисты этого издания уже встречались с этим персонажем.
А сопоставление его нынешнего состояния с тем, как он вёл себя во время предшествующего общения, свидетельствует, что разговор с ним уже был. Тогда почему на этот «горячий» материал было наложено эмбарго? Не потому ли, что вдруг, в режиме «срочно в номер», потребовалось беспокоить ранним утром ещё недавно «находящегося между жизнью и смертью», чтобы сделать главное заявление о том, что его «отравил лично Путин»?
Почему именно сейчас? Ответы лежат в плоскости сиюминутной политики. Во-первых, потенциал аргументов антироссийского заряда этой акции на глазах иссякает. Своё слово сказал главный оппонент Канцлера ФРГ Ангелы Меркель – политический тяжеловес Герхард Шрёдер. Германский экс-канцлер выступил в другом влиятельном еженедельнике, Die Zeit. Шрёдер заявил, что никаких проверенных фактов по «отравлению» Навального не имеется. Всё основано на умозрительных выводах.
Политик, являющийся председателем совета директоров СП-2, подчеркнул, что российский трубопровод крайне необходим Германии, и отказ от введения его в эксплуатацию обойдётся в потерю 10 млрд евро штрафных санкций, а также проблемами с надёжным энергоснабжением.
Цена интриги обозначена. 10 миллиардов убытков и удар по энергетической доктрине Германии...