По отношению к этому режиссеру можно «измерять» степень вашей погруженности в мир незаурядного кино.
С одной стороны, до сих пор модно козырять знанием каких-то ключевых его фильмов. Точнее, названиями его фильмов и некоторыми сведениями, почерпнутыми из интернет-аннотаций.
И если вы на светской тусовке к месту упомянете его фамилию, то ненароком можете прослыть интеллектуалом. При этом вы можете не знать больше никого из, так сказать, умных режиссеров.
Кстати, сам Федерико чем дальше, тем меньше интересовался мнением широкой публики, ориентируясь на элитарную аудиторию.
В книге «Феллини о Феллини» он четко говорил: кино – не только промышленный товар и зрелище, но и мечта.
С другой стороны, настоящие знатоки итальянского неореализма, как бы глубоко они ни проникали в тонкости этого направления, скольких бы интересных режиссеров ни просмотрели, все равно особо выделяют Феллини в ряду прочих создателей мира кино.
А сам Федерико лукаво признавался, что всё больше утрачивает привычку ходить в кино на чужие картины. Вот такая у него после 60 лет стала складываться интеллектуально-художественная гигиена.
Старые фильмы он пересмотрел на много рядов, а новые… пожалуй, прав был автор критической статьи о «структуре волшебства» Феллини: маэстро скорбел об уходящем в историю кинематографе его юности.
Некоторые же собственные фильмы он называл громоздкими, сложными производственными механизмами. Про «8 ½» вообще сказал, что у него самого не было желания посмотреть эту картину в законченном виде.
И это на фоне того, что его стиль – это как раз легкий, зефирно-эфирный карнавал, подвижная мистерия!
В этой мистерии есть всё: глубинные пласты психики, их аналитичная рефлексия, тонкое ироничное обыгрывание результатов рефлексии и язвительная насмешка над самим собой.
Как тут не вспомнить сравнение Карла Густава Юнга: художник в обществе делает примерно то же, что делает сновидение в жизни отдельного человека.
А знаете ли его фильмы вы? Ну – так, хотя бы навскидку.
Итак, проверим!
В каждом вопросе выбираем по одному варианту ответа. В конце этого поста читаем результаты с комментариями.
Ответы с полезными сведениями
Поскольку внутри самого теста оставлять пространные комментарии нечитабельно и вообще некрасиво, оставлю их здесь.
1 А. «Ночи Кабирии».
Это улыбка с безоговорочной верой любому человеку и любому событию, даже неудачам.
Фильм же «Кабирия» поставил еще в эпоху немого кино, в 1914 г., другой итальянский режиссер – Джованни Пастроне.
2 А. «Джульетта и духи».
В главной роли – Джульетта Мазина.
3 Б. Цирк.
Это же ж общеизвестный факт, даже ходили легенды, что в детстве он хотел убежать с шапито. И эта любовь сквозит во многих его фильмах, например в «Клоунах». А вспомните концовку «8 ½»…
Кроме цирка, наш Федерико был еще известен своей любовью к карикатурам.
4 Б. Марчелло Мастроянни.
Федерико специально «под него» роли прописывал. Марчелло же признавался, что не всегда понимал глубину своей роли, но доверял режиссеру и играл так, как тот хотел.
5 Б. Начало Первой мировой войны.
6 Б. 5.
За фильмы «Дорога», «Ночи Кабирии», «8 1/2», «Казанова» – в разных номинациях, а также почетная пенсия премия «За вклад в киноискусство», полученная Феллини за несколько месяцев до его ухода из жизни.
7 А. «Репетиция оркестра».
Ну, правда, потом еще порядка 40 дней пошло на монтаж и озвучку.
8 А. «Интервью».
Эту картину многие называют исповедью.
А в фильме «Джинджер и Фред» Мастроянни играл вместе с Мазиной, а не с Экберг.
9 А. «Чао, Федерико!» и «Интервью».
«Интервью», как уже сказано, был исповедальным, подводящим итоги. А «Чао, Федерико!» – документальная лента, снятая Гидеоном Бахманном.
10 А. «Голос луны».
Его итальянская премьера прошла 1 февраля 1990 г., потом Федерико дoлгo бoлeл, а в октябре 1993 г. его не стало.