Найти тему

"Сбербанк" решил заработать на данных россиян.

"Сбербанк" запускает сервис с набором информации о тратах и передвижении россиян. Предполагается, что аналитику на основе больших данных сможет использовать и бизнес, и региональные власти.

Суть в том, что у крупнейшего банка уже есть огромный массив данных о том, как и за что россияне платят картами, а также аналогичный поток информации от бизнеса – где и какие платежи тот получает.

Кроме того, "Сбер" в августе 2020 г. получил контроль над картографическим сервисом "2ГИС" – а значит, может сопоставлять платежную информацию с данными о расположении торговых точек. А также дополнять эту статистику данными из сервиса "2ГИС" о том, какие маршруты прокладывают пешеходы, то есть понимать еще и транспортные потоки.

Новый сервис должен заработать в рамках платформы "СберАналитика", о запуске которой "Сбербанк" объявил 13 октября 2020 г. Эта платформа будет продавать потребительскую экспертизу: информационно-аналитические отчеты, рекомендательные модели, мониторинг отраслей экономики, составление портрета целевой аудитории и т.д.

Источниками данных являются:

  • наличные и безналичные денежные потоки физических и юридических лиц, которые охватывают 90% населения и 60% организаций;
  • транзакционная активность в терминалах "Сбербанка" по приему карт, которыми оснащены 70% торговых точек;
  • карты и банкоматы "Сбербанка";
  • открытые данные, данные партнеров и "дочек" банка.

Вариантов применения такой аналитики, о которых заявляют представители банка, пока два.

Первый это консалтинг для бизнеса. "Сбер" сможет подсказать, где лучше открывать магазин или кафе, на какую аудиторию они должны быть ориентированы, по какому графику работать, чтобы охватить основные потоки людей.

И второй вариант – аналитика для государства. Куда и как граждане ездят и ходят, как добираются на работу, и как меняют привычки в зависимости от обстоятельств.

Надо сказать, что аналогичные сервисы есть почти у всех крупных операторов связи и у ИТ-компаний, например, у Mail.Ru Group. Но эксперты, которых опросил "РБК", замечают, что у них есть довольно точные данные о передвижении людей, но нет информации о платежах.

Заметным конкурентом для крупнейшего банка страны может стать совместное предприятие "ВТБ" и "Ростелекома" – "Платформа больших данных", там говорили о запуске аналогичной услуги в августе 2020 г.

Например, Департамент информационных технологий Москвы уже 5 лет закупает у сотовых операторов данные о перемещении абонентов, свою информацию отдают городу сервисы такси. Кроме того, город сотрудничает с оператором WiFi в метро (и не только), компанией "Максима Телеком" – та, опять же, отслеживает передвижения своих клиентов. Всё это позволяет городским властям как минимум понимать структуру трафика в общественном транспорте.

Более того, во 20 октября 2020 г. "Коммерсант" сообщил, что московская мэрия разрабатывает еще и собственный инструмент мониторинга потоков – на остановках общественного транспорта появится оборудование, которое будет считывать MAC-адреса (физический адрес – уникальный идентификатор устройства связи) чипов Bluetooth и Wi-Fi в смартфонах оказавшихся рядом людей. В пресс-службе Центра по организации дорожного движения заявили, что опирались на опыт Сингапура, Лондона и Берлина – там аналогичные системы уже работают и помогают управлять сетью общественного транспорта. Есть и коммерческие примеры отслеживания MAC-адресов в рекламных или маркетинговых целях.

Источник 1. Источник 2.

Громкие случаи утечек персональных данных в России в 2020 г.
Несколько историй о том, как случайно конфиденциальную информацию делали достоянием общественности.
Чем опасны голосовые помощники?
Сотрудники компаний - одна из главных причин утечек данных.