Уже довольно долго в интернете кипят страсти по поводу нового закона, где четко прописаны лекарственные препараты, запрещенные к употреблению водителями.
В ворохе оснований порой фигурирует текст документа, не разрешающего сотрудникам подразделений МЧС принимать некоторые лекарства во избежание лишения прав.
И возникает логичный вопрос…
Как найти этот закон и ознакомиться с его текстом?
Ответ: никак. Это невозможно, потому что его нет. То есть закона, который лишает прав за употребление запрещенных препаратов и веществ, не существует.
В то же время водитель не имеет права управлять авто в алкогольном или наркотическом опьянении ― пункт 1 статьи 12.8 Административного кодекса предусматривает за это штраф 30 000 рублей и конфискацию водительского удостоверения на полтора-два года. Однако, повторимся, в законодательстве отсутствует утвержденный перечень препаратов, которые запрещается употреблять водителям.
С другой стороны, действительно существуют лекарства, способные вызвать опьянение в дозах, позволяющих отстранить водителя от управления.
Строго говоря, состояние опьянения возникает в результате воздействия отдельных веществ, входящих в состав того или иного лекарства. И водитель часто просто не знает, вправе ли управлять машиной, приняв тот или иной препарат, поскольку основное действующее вещество может быть составным, то есть содержащим ряд элементов, которые по отдельности отсутствуют в аннотации.
Однако выход есть. Внимательно прочитайте инструкцию — не состав препарата, а противопоказания или ограничения к применению: если там прямо указан побочный эффект при вождении, не садитесь за руль после его приема.
Безусловно, на степень опьянения влияет период действия конкретного вещества. Однако законодательно не определено, сколько можно принять того или иного лекарства и через какое время позволительно садиться за руль. Вычислить это практически невозможно, поскольку вес, состояние почек, уровень метаболизма и даже обеденный рацион — всё влияет на общее состояние. Следовательно, с момента приема лекарства не получится установить универсальный срок, по истечении которого можно садиться за руль.
В такой ситуации два варианта: либо не употреблять подобные препараты перед поездкой, либо не садиться за руль после приема.
А можно ли привести примеры таких лекарств?
Конечно. Мы не в состоянии представить полный перечень таких препаратов, но самые популярные — пожалуйста.
Итак, лекарства, после которых не следует садиться за руль во избежание лишения прав:
- «ТераФлю», «Колдрекс Найт» — причина в том, что препараты содержат фенилэфрин, ухудшающий зрение;
- «Нурофен Плюс», «Солпадеин», «Терпинкод», «Коделак» — в составе кодеин, провоцирующий расслабленное и рассеянное состояние;
- «Каффетин» — содержит фосфат кодеина (то есть гидратированную его форму) с тем же эффектом;
- «Кетанов» — включает в себя кеторолак, способный вызывать нервозность и потерю концентрации внимания;
- «Тавегил» — содержит клемастина гидрофумарат, являющийся причиной повышенной утомляемости;
- «Фервекс» — в составе присутствует фенирамин, угнетающий центральную нервную систему и снижающий реакцию;
- «Корвалол», «Валокордин», «Андипал», «Тетралгин» — имеется фенобарбитал, вызывающий общую слабость;
- «Пенталгин-Н» — тут и кодеин, и фенобарбитал;
- «Ингалипт», «Афлубин», «Новокаин», бальзам Биттнера, корень солодки и вообще любые настойки, поскольку они делаются на спирту.
Под запретом также «Супрастин» и «Кларитин» — они вызывают сонливость и снижение внимания. А также «Тизин» — гарантирует ложноположительный тест на наркотики.
Выше мы отметили, что привести весь перечень таких препаратов невозможно. И причина не столько в длинном списке, сколько в бурном пополнении: из месяца в месяц их всё больше и больше — как говорится, за всеми не уследишь.
В таких условиях критически важно каждый раз внимательно читать инструкции ко всем препаратам, которые вы принимаете. Если же там ничего не сказано о влиянии на вождение, а состав лекарства вызывает вопросы, поищите указанные в составе компоненты в списке наркотических и психотропных веществ, утвержденных правительственным Постановлением № 1002 от 1 октября 2012 года.
Этот документ не вводит прямой запрет на препараты, но определяет размеры конкретных веществ для привлечения к уголовной ответственности за хранение и сбыт. Поэтому даже микроскопическое их наличие в вашем препарате — сигнал о том, что после приема лучше не садиться за руль.
Концентрация имеет значение
Нужно отметить существенную разницу между однократным приемом препарата, когда степень опьянения водителя, как правило, ничтожно мала; и регулярным курсом, который вызывает неизбежный рост концентрации запрещенного вещества в организме.
И конечно же, при ухудшении самочувствия после приема лекарства ни в коем случае не садитесь за руль, поскольку это радикально повышает вероятность ДТП, а также риск обнаружения недопустимой концентрации запрещенного вещества в случае остановки и последующего медосвидетельствования.
В заключение отметим: многие автолюбители уверены в автоматической конфискации прав при наличии наркотических или психотропных компонентов в крови. Это заблуждение.
Во-первых, для этих целей исследуется моча — кровь берется лишь в том случае, если водитель находится без сознания (после ДТП или алкогольных возлияний).
Кроме того, даже найденные таким образом запрещенные вещества не могут сами по себе стать основанием для конфискации водительского удостоверения. Наказание следует лишь при наличии клинических признаков опьянения (в том числе неразборчивой речи, замедленной реакции, пошатывания при ходьбе) и концентрации запрещенных вещества выше определенного значения.
По поводу предельно допустимых концентраций. Как известно, непосредственно на месте остановки инспектор может проверить вас исключительно на степень алкогольного опьянения. И согласно Порядку медосвидетельствования, утвержденному Приказом Минздрава № 933н от 18 декабря 2015 года, для признания вас пьяным концентрация этилового спирта должна превышать 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха.
Что касается наркотических веществ, определяемых по итогам химико-токсикологического исследования, их концентрация установлена информационным письмом ЦХТЛ № 179-25/12И от 30 августа 2011 года. Таким образом, водителя могут признать находящимся в состоянии опьянения исключительно в случае превышения четко установленных значений.
Не забудьте подписаться на нас:)