Найти тему
Киномысли

Семь фильмов в ограниченном пространстве

В этом году большинство жителей мира испытали на себе новые ощущения оказавшись на различных ограничительных режимах. Тоже произошло и с кино, были отменены практически все кинотеатральные премьеры, перенесены все кинофестивали, единственное что продолжило работать – это кинопроизводство. Ограниченное пространство никогда не мешало режиссерам творить, а иногда и вдохновляло на новые художественные идеи. Мы нашли 7 фильмов как классиков, так и современных режиссеров, которые использовали пространственные ограничения для создания своих картин.

1 Ангел-истребитель (реж. Луис Бунюэль, 1962 г.)

Главный режиссер-сюрреалист в кино всегда работал с темами человека, его поведения и его сознания. В своей Мексиканской картине 1962 года он также исследует поведения индивидуума, помещая людей в замкнутое пространство. Сюжет рассказывает о группе высокосветских особ, которые после званного ужина по каким-то мистическим обстоятельствам не могут покинуть комнату. В итоге со временем все нормы приличия светского общества рушатся и все отчётливее в человеческом поведении проступают звериные инстинкты. Бунюэль буквально препарирует и не оставляет камня на камне от всех буржуазных манер и устоев. За полтора часа мы видим полное нравственное падения человека, помещённого в замкнутое ограниченное пространство, из которого нет выхода.

Kinopoisk — 7,7

IMDb — 8,1

https://www.kinopoisk.ru/film/8348/

2. Веревка (реж. Альфред Хичкок, 1948 г.)

-2

Мастер саспенса работал в совершенно разных жанрах от мелодрамы («Ребекка») до приключенческих экшен-фильмов («На север через северо-запад»), от фильмов ужасов («Птицы») до военного кино («Спасательная шлюпка»). Также Хичкок использовал различные локации для съемок и имел в послужном списке несколько фильмов, снятых в ограниченном пространстве. Наиболее широко известен фильм «Окно во двор» 1954 года. Но еще в 1948 году режиссер снял один из своих знаменитых фильмов «Веревка». В данной картине на протяжении полутора часов действие происходит в одной квартире и выстроено по театральному принципу. Несмотря на всю эту театральщину, фильм поглощает зрителя буквально с первых минут и не отпускает до самого конца. Хичкок с самого начала открывает все «карты» и в первом кадре показывает нам преступников, их злодеяние и его последствия. Все остальное время зритель занимает психологическую «позицию Бога» и наблюдает за тем, что же произойдет дальше. Помимо уникально построенной истории и театральной эстетики этот фильм также снят практически без монтажных склеек (до того, как это стало мейнстримом), которые умело спрятаны по ходу всего фильма.

Kinopoisk — 8,0

IMDb — 8,0

https://www.kinopoisk.ru/film/8996/

3. Отвращение (реж. Роман Полански 1965 г.)

-3

Поведенческую психологию человека в замкнутом пространстве в кино исследовал не только Луис Бунюэль, но и Роман Полански. В своей картине 1965 года он рассказывает нам историю главной героини с явными психологическими отклонениями в исполнении Катрин Денев, которая вынуждена остаться одна дома на несколько дней. Длительное пребывание в заточении материализует все её страхи в виде различных образов, что в итоге не может не привести к печальным последствиям, как для самой героини, так и для людей, которые случайно могут оказаться рядом с ней в этот момент. Абсолютно завораживающая и отталкивающая картина одновременно, от одного из самых главных мастеров фильмов ужасов «Нового Голливуда».

Kinopoisk — 7,7

IMDb — 7,7

https://www.kinopoisk.ru/film/8427/

4. Это не фильм (реж. Джафар Панахи 2011 г.)

-4

Современные режиссеры также не бояться использовать темы замкнутых и ограниченных пространств в кино, но случай иранского режиссера Джафара Панахи все же стоит особняком. Дело все в том, что на момент съемок фильма режиссер был арестован и суд приговорил его к тюремному заключению с запретом выезда из страны и запретом на съемки фильмов. Тем не менее на время рассмотрении его апелляции Джафар Панахи решает снять документальный фильм о том, как он проводит это заточение. Для того чтобы формально соблюсти запрет он приглашает своего друга документалиста снимать себя и делает в итоге картину «Это не фильм». В ней сам режиссер в кадре читает сценарий своего несостоявшегося фильма, разбирает свои уже снятые картины и даже берет интервью у мусорщика, в котором они общаются на тему современного образования в Иране. Несмотря на все ограничения, наложенные судебной системой, автор показывает и доказывает, что настоящему режиссеру-творцу, как и настоящему творчеству, никакие физические, юридические и художественные ограничения не могут быть помехой.

Kinopoisk — 6,7

IMDb — 7,4

https://www.kinopoisk.ru/film/541496/

5. Резня (реж. Роман Полански 2011 г.)

-5

Уже упомянутый нами режиссер в замкнутом пространстве может снимать не только психологические хорроры, но и семейные драмеди, хотя по названию так и не скажешь. В основе фильма «Резня» лежит история двух семейных пар, которые встречаются, чтобы выяснить причину и разрешить конфликт между их сыновьями. По итогу все это выливается в настоящую эмоциональную разговорную «резню», причем не только между семьями, но и внутри них. Добавьте к этому всему прекрасный актерский состав в лице Кристофа Вальца, Джуди Фостер, Кейт Уинслет и Джона Си Райли, получится отличная картина, которая позволит не только вдоволь посмеяться и понаблюдать за разворачивающимися семейными драмами, но и самому заняться некой саморефлексией и переосмыслением многих вещей.

Kinopoisk — 7,4

IMDb — 7,2

https://www.kinopoisk.ru/film/557837/

6. Коллектор (реж. Алексей Красовский 2016 г)

-6

Российские режиссеры также используют замкнутые пространства, как например в картине «Коллектор», в которой главный герой, работающий «понятно кем» в исполнении Константина Хабенского на протяжении всего фильма только и делает, что говорит по телефону. При этом он не всегда выбивает долги, но и беспокоится за здоровье бездомной собаки, пытается спасти свою репутацию, а может даже и жизнь. За чуть более чем час экранного времени перед нами разворачивается личная драма одного человека, перетекающая местами в психологический триллер. Картина является абсолютным актерским бенефисом Хабенского, на котором буквально держится весь фильм.

Kinopoisk — 6,9

IMDb — 6,8

https://www.kinopoisk.ru/film/932512/

7. Омерзительная восьмерка (реж. Квентин Тарантино 2015 г.)

-7

Даже один из грандов современного кино использовал замкнутое пространство как один из художественных приемов в картине «Омерзительная восьмерка. На экране почти три часа мы видим несколько персонажей времен гражданской войны, запертых волей судьбы (или нет?) в одной небольшой таверне. Режиссер буквально наполняет все пространство своими знаменитыми диалогами, нелинейным повествованием с перекрестным монтажом, флэшбэками и перескакиванием на различные сюжетные линии. В финале, как и положено у Тарантино, все это представление перерастает в настоящую «кровавую баню», задорную, веселую и буквально выверенную до миллиметров, от которой невозможно оторвать глаза.

Kinopoisk — 7,9

IMDb — 7,8

https://www.kinopoisk.ru/film/819101/