Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Как было устроено грузовое каноэ

Оглавление

Каноэ из березовой коры стало одним из индейских изобретений, которым охотно воспользовались европейские переселенцы. Оно идеально подходило для путешествий по широким озерам и быстрым, порожистым рекам северо-востока Северной Америки.

Легкое и достаточно прочное, его легко перенести одному или вдвоем, минуя порожистый участок реки или между соседними водоемами. Большие индейские каноэ из коры были длиной 7 м., шириной 1 м., которые вмещали 4-5 человек и до 90 кг груза.

Однако, европейцам понадобилось нечто покрупнее, особенно это касалось торговцев мехом, которые везли свои товары далеко на запад континента и от грузоподъемности транспортного средства напрямую зависела их прибыль.

Главными пользователями берестяных каноэ были канадские торговцы мехом. До 1760 года, когда Канада принадлежала Франции, из-за искусственных ограничений по объему торговли (чтобы не перенасыщать рынок бобровым мехом) размер каноэ был ограничен 4 вояджерами (гребцы и грузчики на волоках), а после 1740 года шестью.

Когда Канада была завоевана Британией (1760 год), все запреты были сняты, в том числе и на количество гребцов и тогда размеры каноэ начали по понемногу увеличиваться. Ниже на рисунке представлено типичное для первой половины 19 века торговое каноэ г/п 3 тонны, длиной 11 метров с экипажем из 12 человек.

К 1870-м годам грузовые берестяные каноэ достигли пика совершенства, представляя собой суда длиной от 12 до 15 метров, но прогресс и железные дороги не оставили им шанса на выживание, и они потихоньку сгнили или были разобраны на дрова, так что даже не осталось экспоната для Канадского музея каноэ в г. Питерборо, Онтарио.

Типичный груз каноэ

Здесь представлен перечень типичного груза 36-футового (11 метров) каноэ, основанный на иллюстрации Канадского музея каноэ, мой лишь перевод. Не знаю, будет ли достаточно увеличиваться по клику картинка, поэтому пояснения к цифрам продублированы текстом после иллюстрации.

Типичный груз каноэ "дю мэтр" (каноэ мастера) или как его еще называли монреальское каноэ
Типичный груз каноэ "дю мэтр" (каноэ мастера) или как его еще называли монреальское каноэ
  • 1. Шесть 45-кг бочек с сухарями
  • 2. 60 тюков по 40 кг с товарами в зашитой, опечатанной упаковке
  • 3. 378 литров рома в 10 бочках по 37,8 литра
  • 4. Две 45-кг бочки с солониной
  • 5. Две 45-кг бочки с горохом
  • 6. Одна 45-кг бочка с мукой
  • 7. Одна 22,5-кг бочка с сахаром
  • 8. 4 сундука с капканами, инструментами, лекарствами,стеклянной посудой, деньгами и ценностями
  • 9. Два короба с кухонной утварью
  • 10. Заплечные сумки с вещами вояджеров
  • 11. Тюки с одеялами или непромокаемыми плащами
  • 12. Один тент для клерка, который сопровождал груз товаров
  • 13. Оружие необходимое в поездке
  • 14. Связка 3-х метровых шестов для палатки
  • 15. Две штуки промасленного красного брезента для паруса и защиты от дождя
  • 16. Мачта и такелаж
  • 17. 50 метров троса
  • 18. Две банки сосновой смолы
  • 19. Запас ватапе - елового корня
  • 20. Запас бересты
  • 21. Топор
  • 22. Губка
  • 23. Гребковые весла - 1,2 м
  • 24. Кормовое и носовые весла - 1,8-2,7 м
  • 25. Два чугунных котла

Устройство каноэ

Лучше всего понять устройство каноэ поможет краткий рассказ об его изготовлении. Для начала выбирали и срубали подходящее дерево, из которого можно было выкроить один большой кусок коры длиной 5-6 метров, шириной 0,9-1,2 метра и толщиной 19 мм. Самой лучшей считалась кора бумажной березы, а весна и конец зимы лучшим временем для заготовки.

Чем больше каноэ, тем больше нужно было "рулонов" березовой коры. Кору было важно не пересушить. Перед началом постройки каноэ ее замачивали в воде, чтобы придать эластичность, а над самим местом постройки возводили временный навес или вообще строили каноэ под крышей сарая.

Берестяное каноэ на торговом посту на Медвежьем острове озера Темагами на С-В провинции  Онтарио, 1896 год
Берестяное каноэ на торговом посту на Медвежьем острове озера Темагами на С-В провинции Онтарио, 1896 год

Помимо бересты, для постройки каноэ требовались и другие материалы. Для изготовления каркаса каноэ использовался белый кедр или другие твердые породы древесины. Обшивку, покрывающую дно каноэ, ребра-шпангоуты,штевни и планширь делались из кедровых планок, а поперечные связки и банки (сиденья) из березовых досок.

Детали каркаса и планширя (деревянной планки, идущей сверху борта каноэ) обвязывались «ватапе» - корнем черной ели или серой сосны и «бабиче» - сыромятными ремешками. "Ватапе" также шел для сшивания кусков коры, а ремешки «бабиче» использовались только для укрепления каркаса путем связывания его продольных элементов.

Строительство берестяного каноэ шло поэтапно, и работа длилась несколько недель. В период расцвета меховой торговли торговые посты специально оставляли одну построек для изготовления и ремонта каноэ. Эта задача считалась первостепенной.

Первый шаг - наметить контуры будущего каноэ, для этого использовали деревянную рамку-шаблон и колья, которые вбивали попарно по ее периметру. Рамку и колья убирали и на их место выстилали внутренним слоем вниз бересту, если каноэ строилось большим, то рулонов бересты требовалось несколько и их предварительно сшивали.

-4

Второй шаг - формирование бортов каноэ. На кору укладывался шаблон. Для фиксации коры и шаблона на них укладывали камни. Затем начинали загибать вверх кору, фиксируя кольями, которые вбивали в намеченные ранее отверстия.

-5

Ближе к середине будущего каноэ кору было нужно слегка подрезать, чтобы легче загнуть будущий борт. Пока борта принимали нужную форму, можно было заготовить достаточное количество "ватапе" - выкопать корни, выварить, очистить от коры разделить на волокна. Этими волокнами пришивали дополнительные куски коры, чтобы увеличить высоту борта, особенно по середине.

-6

Третий этап. Одновременно с поднятием бортов шло формирование будущего левого/правого планширя, который фиксирует верхний край борта. Каждый планширь состоит из двух половинок, между которых пропускается край берестяного борта. Когда борта сформированы, заготовку планширя снимают, чтобы загнуть его концы под нужным углом для формирования загнутых вверх оконечностей каноэ.

Для этого концы планширя некоторое время держат в кипятке, а потом вручную загибают на нужный угол. Точно таким же способом формируется штевень - ребро жесткости, которое пришивается по оконечностям каноэ. Когда планширь готов, его устанавливают поверх края бортов, пропуская его между половинками планширя, а потом пришивают «ватапе» планширь к борту.

-7

Четвертый этап. После того, как планширь был надежно закреплен к бортам, со днища каноэ убирали шаблон и приступали к изготовлению шпангоутов и настила.

До установки настила и шпангоутов все внутренние стыки и сшивки коры заделывались замазкой, которая представляла собой смесь еловой смолы, жира и древесного угля. Такая замазка не текла от жары и не трескалась от мороза.

-8

И шпангоут и панели настила не выпиливали, а получали путем расколки кедрового бревна на части. Концы панелей настила закругляли, чтобы они не повредили обшивку из коры. Ребра-шпангоуты варили в кипятке гнули, чтобы придать нужную форму, а потом оставляли сушиться под гнетом.

Сначала на дно каноэ клали панели, а поверх них устанавливали шпангоуты. Затем левый и правый планшири соединяли между собой поперечными связями банками, которые усиливали предавали большую жесткость всей конструкции. Последним этапом была заливка всех наружных швов замазкой.

-9

Ниже расположено 9-минутное видео постройки одно-двухместного каноэ,оно немного отличается от описанного мной порядка сборки, который я составил из трех разных источников. Очевидно,что сколько мастеров,столько и методов.

Еще одно видео постройки каноэ мастером из племени кри. Длительность ролика около часа, и он позволяет во всех подробностях рассмотреть процесс изготовления. За ссылку на видео спасибо читателю под ником Заказ. Форм.

Спасибо, что зашли на мой канал, лайки и подписка только приветствуются, они добавляют автору хорошего настроения и желание дальше писать и рисовать.