Найти в Дзене
РосШтрафы

С камер за отсутствие ОСАГО: как это будет работать

Некоторое время назад стартовал проект, в рамках которого с помощью камер выявлялись автовладельцы, не застраховавшие свою гражданскую ответственность. Нарушители получали «письма счастья», однако оплачивать их не требовалось — это был лишь тестовый период.

А что сейчас? Внедрена ли система штрафования за отсутствие ОСАГО с помощью камер?

Итак, по состоянию на сегодняшний день…

…ничего подобного нет. Официально ни одного оштрафованного с помощью камеры за отсутствие полиса не появилось.

Кстати, в интернете можно обнаружить фотографию постановления о штрафе в 500 рублей — якобы нарушение зафиксировано камерой. Это ложь, ведь подобное финансовое наказание выносится на основании части 2 статьи 12.3 Административного кодекса в случае, когда водитель не вписан в ОСАГО на авто, которым управляет; либо ОСАГО оформлен по всем правилам, но отсутствует при себе в момент проверки.

А вот штраф за то, что полис вообще не куплен (то есть гражданская ответственность в нарушение закона не застрахована), составляет 800 рублей в соответствии с частью 2 статьи 12.37 Административного кодекса.

Итак, штрафовать за отсутствие ОСАГО с помощью камер так и не начали. И точные сроки до сих пор неизвестны. Причем отсутствие подобной функции в системах фотовидеофиксации отмечается на фоне полностью готовой материально-технической базы и настроенных алгоритмов работы.

Кстати, по поводу алгоритмов. Скажем несколько слов о том, как они будут работать.

Интеграция нескольких баз

Да, это главная особенность такого мониторинга. Чтобы вычислить водителя, который не приобрел полис ОСАГО, одновременно используются сразу несколько информационных баз.

Так, в интеграцию вовлечены:

  • база данных РСА, содержащая сведения об ОСАГО на конкретные автомобили с указанием госномеров;
  • ЦОДД, куда номера, считываемые камерой, направляются в самом начале; а уже потом проверяются на наличие ОСАГО с помощью базы РСА;
  • ГИБДД, где автоматически формируется постановление при отсутствии ОСАГО в системе РСА.

Таким образом, алгоритм работы следующий:

  • вы проезжаете под камерой — она считывает ваш номер;
  • по базе РСА проверяется наличие ОСАГО — если полис не «привязан» к машине, то номер «уходит» в базу ГИБДД;
  • информационная система ГИБДД автоматически формирует постановление о штрафе, и нарушитель получает либо его бумажную копию через пару недель обычной почтой; либо электронную — уже через пару часов, если у водителя есть приложение «РосШтрафы» (через него любой штраф оплачивается в два клика за 15 секунд).

Отметим, что ранее планировалось настраивать работу камер таким образом, чтобы штрафовать за отсутствие ОСАГО не более одного раза в сутки. Однако эта инициатива не нашла поддержки. Поэтому технически наказывать за подобное нарушение можно сколько угодно.

Какие города станут первыми?

Для внедрения системы поиска нарушителей ОСАГО с помощью камер выбраны несколько регионов.

Прежде всего, это Москва — здесь пройдет первая апробация: уже не тестовая, а с реальными штрафами.

Затем фиксация будет внедрена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Также в числе первых оказалась Казань — столица Татарстана.

Само собой, власти не сообщают конкретные адреса «точек сбора» нового штрафа, чтобы не давать повода нарушителям избежать наказания.

Если задуматься, с помощью каких устройств будут выявляться водители без ОСАГО, то, вероятнее всего, речь идет о программно-аппаратном комплексе «Автодория».

В пользу такой версии говорит то обстоятельство, что именно «Автодорией» оснащены указанные выше пилотные регионы. Кстати, несмотря на многочисленные заявления о «невидимости», комплекс без проблем определяется радаром-детектором с функцией GPS.

И в заключение

Отметим один нюанс, который напрямую касается планов штрафовать с помощью камер за отсутствие ОСАГО. Речь о том, что сам факт неимения полиса — это не всегда нарушение.

На основании части 2 статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года, после приобретения авто (нового или подержанного — неважно) покупатель должен в 10-дневный срок оформить страховку. Другими словами, в течение десяти дней любой покупатель совершенно законно имеет право колесить, вообще не имея полиса ОСАГО.

И в этот период фиксация водителя в качестве нарушителя с помощью камер будет незаконной. Очевидно, подобные обстоятельства должны быть предусмотрены алгоритмами работы. Но как это будет сделано и будет ли реализовано вообще, сказать невозможно.

Говоря откровенно, нам представляется, что описанная выше ситуация не будет предусмотрена в силу технической невозможности реализовать такую задачу. И в этом случае водитель гарантированно получит штраф с камеры, а потом вынужден будет его обжаловать, доказывая свою правоту копией договора купли-продажи, приложенной к заявлению.

Нравятся наши статьи? Подписывайтесь на нас:)