Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи спокойной, всяческая гамарджоба или как вам угодно!
Это было недавно, всего лишь несколько лет назад. Сенсация! Запретный плод! Срывание всех покровов и полная обнаженка «ероев» революции во всем их естестве! Троцкий как он есть… Заманчиво, чего там...
Правда, перед этим очень насторожило интервью одного из продюсеров, данное им в Каннах на международном рынке аудиовизуального контента MIPCOM, в котором Троцкий был назван рок-звездой и героем рок-н-ролла. Чудненько, чего там! Славный какой рок-н-ролл… Куда там KISS или Smoke on the Water! Но – посмотрим-посмотрим... Итак, спешите видеть очередное мегаломанское оливье-шоу от «Первого»! Почтеннейший публикум! Впервые и только у нас:
- злокозненный пакостник, жуткий интриган и мерзкая вонючка Ульянов-Ленин;
- лузер-низвергатель престолов, заговорщик и политический коммивояжер Парвус;
- коротышка Столыпин (в реальной жизни – 190 см!!), снизу вверх взирающий даже на невысоких Николая II (170 см) и самого Троцкого (174 см);
- отморозок-бандюган из «кавказской группировки» Сталин – жуткий типус. Реальная фраза Ленина про «этого славного грузина» обретает зловещий визуальный подтекст;
- статный красавец Николай II – благородная жертва коварного заговора сил империализьма, тевтонского Генштаба и политической иммиграции. Услада очей и бальзам на истерзанное бесплодными баталиями с «Матильдой» сердце господ Поклонской и Милонова;
- тупое стадное животное по имени «народ» - мочится под себя, переступает копытами через собственные лепехи, бестолково умирает, плодится, склонен к насилию и готов идти за кем угодно – даже за престранным ряженым в пенсне и с нечесаными патлами, более всего напоминающим разгоряченного неосторожным смешением красненького и беленького Клима Самгина в одноименном сериале;
- компьютерный бронепоезд с сексуальным (по замыслу создателей) черным паровозом – носится по заснеженным российским просторам с затянутыми в кожу пассажирами, которые стреляют без разбору во всех, не подчиняющихся воле Троцкого…
Вроде всё. Хотя есть еще и эпизодические персонажи - например, чернявая брунетка Лариса Рейснер – накрашенная как прости-господи, ведущая себя соответственно и, кажется, сильно накокаиненная.
Вся эта малосимпатичная (интересно – г-н Зюганов видел ли?) революцьённая круговерть с бесконечными флэш-бэками более всего напоминает кошмарный постгаллюциногенный сон или длинный видеоклип на безумную песнюгу очкастого волосатого рэпера. Не впервые, конечно, на российских экранах появляются своеобразные трактовки трагических страниц отечественной Истории: был и «Чекист» Рогожкина по мрачной повести забытого ныне Зазубрина, и багетами многократно похрустывали в сериалах 90-х и нулевых, предаваясь сладострастным воспоминаниям о благородных господах офицерах и семейных чаепитиях на верандах... И дешевенький сериал «Столыпин» как-то промелькнул… Но чтобы вот так – с прицельным расчетом на неучей-школьников и туповатую заграницу – пожалуй, впервые. Самый главный промах авторов – отсутствие понимания движущих сил революции и – как это не глуповато звучит – любви к собственной Родине. Это как случилось? И почему? Невольно припоминается Никита Сергеевич Михалков с его риторическим вопросом в «Солнечном ударе» - «Как это могло случиться с нами?» Обратите внимание на последние два слова – С НАМИ!.. Россия Цекало и Ко – это не мы. Это неприятная возбужденная орда, ведомая незнамо куда, а точнее – прямиком в Ад – во имя некоей утопической идеи препротивнейшей шайки опьянённой близостью Власти, а после – и самой Властью, отщепенцев-маниаков. Если бы авторам сериала вздумалось сделать большевиков и их гвардию зомби-вурдалаками, то такая трактовка в общем сценарном решении «Троцкого» была бы более уместна, нежели то, что получилось по факту. Любить Россию Цекало и Эрнста – невыносимо, она гадостна, бестолкова, безобразна и – по Аркадию Гайдару – более всего напоминает квартиру уездного мелитопольского комиссара после весёлого налёта махновцев. Признаемся: Россия Михалкова более приятна для глаза и имеет куда больше прав на существование и оправдание нашего прошлого. Именно поэтому массовые сцены «Троцкого» - самые неудачные. Там нет наших с вами прадедов и прабабушек, только ряженые личности, жаждущие рок-н-рольных запилов в исполнении своего сомнительного идола. Если то время и было фарсом, то с приставкой «траги» - именно так в свое время трактовал предреволюционную эпоху Климов в «Агонии». Господа с «Первого» как и Ленин – «пошли другим путем» - и по обыкновению проиграли. Что интересно, проиграли в том числе и вечному своему конкуренту – каналу «Россия». Их «Демон революции», запущенный «Россией» в параллель «Троцкому», куда более вдумчиво и артистично разыграл спектакль из эмигрантского периода жизни Ленина и его взаимоотношений с тем же Парвусом, да и как режиссер Хотиненко на голову выше Котта и Статского (чуть не написал «Татта и Скотского»). У Хотиненко, впрочем, тоже есть сценарные проблемы с «демонизацией», но, слава богу, серий оказалось меньше, объем не позволил окончательно убить всё снятое.
Немножко о Лениных. С небольшим отрывом выиграл Владимир Ильич Миронова – но как раз в основном за счет объема роли. Хотя, откровенно говоря, в его Ленине иной раз проглядывало что-то «достоевское» - от того же Хотиненко. Вошло в привычку? Ленину Стычкина в «Троцком» банально не хватило «сцены»: ведь главный герой «Троцкого» – сам Лев Давидович, а остальные – всего лишь статисты. Жаль, кстати говоря: Стычкин в сериале был весьма недурен и стал едва не единственным персонажем в сериале, вызывающим здоровый, а не квазипохмельный интерес. Почти «единственным»: авторам и исполнителям небольших ролей генерала Скалона и капитана Щастного Сергею Безрукову и Антону Хабарову, пожалуй, удалось (хоть и пунктирно) обозначить трагедийность вставшего перед мучительным выбором русского офицерства.
Если же серьёзно, думается, что время трактовать собственное прошлое как текиловую вечеринку в стиле рок давно закончилось – хоть авторы сериала этого отчего-то и не заметили. Пришел час поговорить обо всем посерьезнее и с несколько большими затратами, чем кинематографисты могут себе это позволить, обрядив толпу в пятьдесят человек в картузы и длиннополые пальто, и сляпав наскоро компьютерный бронепоезд. Хабенский – отличный актер, но играть ему оказалось в принципе нечего. Лучшая сцена «Троцкого» - когда его героя грабит расшалившаяся братва. Неуверенность во взоре, даже страх обращает Льва Давидовича в сублимирующего обывателя Клима Самгина, и это на мгновение делает первого чуть симпатичнее и ближе к настоящей жизни. К той, которой в сериале, увы, не оказалось.
Полный каталогизированный гид по каналу - ЗДЕСЬ
С признательностью за прочтение, не болейте и «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ