Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Троцкий, рок-н-ролл, наркотики

Признаемся: Россия Михалкова более приятна для глаза и имеет куда больше прав на существование и оправдание нашего прошлого. Именно поэтому массовые сцены «Троцкого» - самые неудачные

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи спокойной, всяческая гамарджоба или как вам угодно!

Это было недавно, всего лишь несколько лет назад. Сенсация! Запретный плод! Срывание всех покровов и полная обнаженка «ероев» революции во всем их естестве! Троцкий как он есть… Заманчиво, чего там...

Правда, перед этим очень насторожило интервью одного из продюсеров, данное им в Каннах на международном рынке аудиовизуального контента MIPCOM, в котором Троцкий был назван рок-звездой и героем рок-н-ролла. Чудненько, чего там! Славный какой рок-н-ролл… Куда там KISS или Smoke on the Water! Но – посмотрим-посмотрим... Итак, спешите видеть очередное мегаломанское оливье-шоу от «Первого»! Почтеннейший публикум! Впервые и только у нас:

- злокозненный пакостник, жуткий интриган и мерзкая вонючка Ульянов-Ленин;

Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…
Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…

- лузер-низвергатель престолов, заговорщик и политический коммивояжер Парвус;

- коротышка Столыпин (в реальной жизни – 190 см!!), снизу вверх взирающий даже на невысоких Николая II (170 см) и самого Троцкого (174 см);

- отморозок-бандюган из «кавказской группировки» Сталин – жуткий типус. Реальная фраза Ленина про «этого славного грузина» обретает зловещий визуальный подтекст;

- Мы ещё поглядим, кто из нас с ошибками пишет...
- Мы ещё поглядим, кто из нас с ошибками пишет...

- статный красавец Николай II – благородная жертва коварного заговора сил империализьма, тевтонского Генштаба и политической иммиграции. Услада очей и бальзам на истерзанное бесплодными баталиями с «Матильдой» сердце господ Поклонской и Милонова;

- тупое стадное животное по имени «народ» - мочится под себя, переступает копытами через собственные лепехи, бестолково умирает, плодится, склонен к насилию и готов идти за кем угодно – даже за престранным ряженым в пенсне и с нечесаными патлами, более всего напоминающим разгоряченного неосторожным смешением красненького и беленького Клима Самгина в одноименном сериале;

- Петь-то что?.. То ли "Марсельезу", то ли "Мурку"...
- Петь-то что?.. То ли "Марсельезу", то ли "Мурку"...

- компьютерный бронепоезд с сексуальным (по замыслу создателей) черным паровозом – носится по заснеженным российским просторам с затянутыми в кожу пассажирами, которые стреляют без разбору во всех, не подчиняющихся воле Троцкого…

Вроде всё. Хотя есть еще и эпизодические персонажи - например, чернявая брунетка Лариса Рейснер – накрашенная как прости-господи, ведущая себя соответственно и, кажется, сильно накокаиненная.

Какую красивую тётеньку к нам занесло... на бронепоезде!
Какую красивую тётеньку к нам занесло... на бронепоезде!

Вся эта малосимпатичная (интересно – г-н Зюганов видел ли?) революцьённая круговерть с бесконечными флэш-бэками более всего напоминает кошмарный постгаллюциногенный сон или длинный видеоклип на безумную песнюгу очкастого волосатого рэпера. Не впервые, конечно, на российских экранах появляются своеобразные трактовки трагических страниц отечественной Истории: был и «Чекист» Рогожкина по мрачной повести забытого ныне Зазубрина, и багетами многократно похрустывали в сериалах 90-х и нулевых, предаваясь сладострастным воспоминаниям о благородных господах офицерах и семейных чаепитиях на верандах... И дешевенький сериал «Столыпин» как-то промелькнул… Но чтобы вот так – с прицельным расчетом на неучей-школьников и туповатую заграницу – пожалуй, впервые. Самый главный промах авторов – отсутствие понимания движущих сил революции и – как это не глуповато звучит – любви к собственной Родине. Это как случилось? И почему? Невольно припоминается Никита Сергеевич Михалков с его риторическим вопросом в «Солнечном ударе» - «Как это могло случиться с нами?» Обратите внимание на последние два слова – С НАМИ!.. Россия Цекало и Ко – это не мы. Это неприятная возбужденная орда, ведомая незнамо куда, а точнее – прямиком в Ад – во имя некоей утопической идеи препротивнейшей шайки опьянённой близостью Власти, а после – и самой Властью, отщепенцев-маниаков. Если бы авторам сериала вздумалось сделать большевиков и их гвардию зомби-вурдалаками, то такая трактовка в общем сценарном решении «Троцкого» была бы более уместна, нежели то, что получилось по факту. Любить Россию Цекало и Эрнста – невыносимо, она гадостна, бестолкова, безобразна и – по Аркадию Гайдару – более всего напоминает квартиру уездного мелитопольского комиссара после весёлого налёта махновцев. Признаемся: Россия Михалкова более приятна для глаза и имеет куда больше прав на существование и оправдание нашего прошлого. Именно поэтому массовые сцены «Троцкого» - самые неудачные. Там нет наших с вами прадедов и прабабушек, только ряженые личности, жаждущие рок-н-рольных запилов в исполнении своего сомнительного идола. Если то время и было фарсом, то с приставкой «траги» - именно так в свое время трактовал предреволюционную эпоху Климов в «Агонии». Господа с «Первого» как и Ленин – «пошли другим путем» - и по обыкновению проиграли. Что интересно, проиграли в том числе и вечному своему конкуренту – каналу «Россия». Их «Демон революции», запущенный «Россией» в параллель «Троцкому», куда более вдумчиво и артистично разыграл спектакль из эмигрантского периода жизни Ленина и его взаимоотношений с тем же Парвусом, да и как режиссер Хотиненко на голову выше Котта и Статского (чуть не написал «Татта и Скотского»). У Хотиненко, впрочем, тоже есть сценарные проблемы с «демонизацией», но, слава богу, серий оказалось меньше, объем не позволил окончательно убить всё снятое.

Немножко о Лениных. С небольшим отрывом выиграл Владимир Ильич Миронова – но как раз в основном за счет объема роли. Хотя, откровенно говоря, в его Ленине иной раз проглядывало что-то «достоевское» - от того же Хотиненко. Вошло в привычку? Ленину Стычкина в «Троцком» банально не хватило «сцены»: ведь главный герой «Троцкого» – сам Лев Давидович, а остальные – всего лишь статисты. Жаль, кстати говоря: Стычкин в сериале был весьма недурен и стал едва не единственным персонажем в сериале, вызывающим здоровый, а не квазипохмельный интерес. Почти «единственным»: авторам и исполнителям небольших ролей генерала Скалона и капитана Щастного Сергею Безрукову и Антону Хабарову, пожалуй, удалось (хоть и пунктирно) обозначить трагедийность вставшего перед мучительным выбором русского офицерства.

А может простить Сергею его агитацию в пользу "обнуленчества"?
А может простить Сергею его агитацию в пользу "обнуленчества"?
А Щастный хорош... Кстати, - хороший фильм о нём мог бы выйти! Но не получится... Дорого!
А Щастный хорош... Кстати, - хороший фильм о нём мог бы выйти! Но не получится... Дорого!

Если же серьёзно, думается, что время трактовать собственное прошлое как текиловую вечеринку в стиле рок давно закончилось – хоть авторы сериала этого отчего-то и не заметили. Пришел час поговорить обо всем посерьезнее и с несколько большими затратами, чем кинематографисты могут себе это позволить, обрядив толпу в пятьдесят человек в картузы и длиннополые пальто, и сляпав наскоро компьютерный бронепоезд. Хабенский – отличный актер, но играть ему оказалось в принципе нечего. Лучшая сцена «Троцкого» - когда его героя грабит расшалившаяся братва. Неуверенность во взоре, даже страх обращает Льва Давидовича в сублимирующего обывателя Клима Самгина, и это на мгновение делает первого чуть симпатичнее и ближе к настоящей жизни. К той, которой в сериале, увы, не оказалось.

-8

Полный каталогизированный гид по каналу - ЗДЕСЬ

С признательностью за прочтение, не болейте и «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ