Естественно, такой гарантии нет и быть не может. Число сюжетов в мировой литературе не бесконечно. Исследователи по-разному оценивают их общее количество. Если попробовать свести, как говорится, к одному знаменателю, сюжеты всех существующих книг, историй, фильмов и пьес, то их количество не так уж и велико.
Еще в конце 19 века французский исследователь Жорж Польти опубликовал книгу «36 драматических ситуаций», в которой он классифицировал все существующие в мировой литературе сюжеты.
Другие исследователи сводят эти 36 сюжетов еще к меньшим цифрам. К примеру, Борхес утверждал, что существуют всего лишь 4 основных сюжета.
Поэтому можно с уверенностью давать гарантию, что вы в вашей книге обязательно повторите чей-то сюжет. И это не страшно. Сюжетные паттерны существуют не просто так. Они заложены внутри нас на уровне подсознания, и если мы правильно ими пользуемся, мы попадаем внутрь, в самую суть человеческой души.
Архетипы сюжетов и героев проверены столетиями и тысячелетиями, они резонируют не просто с душой отдельного человека, но с душой всего человечества. К примеру, мифы и сказки разных народов строятся по одной сюжетной модели. Поэтому если вы повторяете чей-то сюжет, в этом нет ничего плохого.
В написании книги важно избегать заимствований, которые выглядят как плагиат. Например, вы придумываете ученого-супергероя, который, благодаря своей гениальности, изобретает скафандр и может в нем летать и совершать подвиги. Только вы называет этого героя не Железный Человек, а, к примеру, Золотой Человек. И пишете книгу об этом герое. Но купят ли её издательства и читатели?
То же самое происходит с сюжетом. Нет смысла слепо копировать сюжет известной книги. Это удел графоманов. Избегайте явного заимствования чужого интеллектуального труда.
Заимствование уместно лишь тогда, когда вы кого-либо цитируете и читатель должен это узнать, либо делаете намек, аллюзию на известное в мировой литературе произведение. В таком случае это сознательный авторский ход, которым активно пользовались постмодернисты.
Во всех остальных случаях ваше произведение может перекликаться с уже известными в литературе сюжетами. Как правило, сюжет начинает развиваться с того, что в жизни главного героя что-то происходит, он пытается вернуть жизнь в нормальное русло, доходит до точки отчаяния, в которой он должен совершить выбор и, в результате этого либо выигрывает, либо проигрывает.
Если ваш сюжет сводится к такой матрице, это хорошо, вы двигаетесь в русле наработок мировой литературы. Вам остается только креативно ее использовать.
P.S. Есть вопросы по написанию книги? Приходите на бесплатную онлайн-консультацию.
Читайте еще:
Как использовать «метод снежинки» в написании книги и сценария
Что такое трехчастная структура истории?
Как правильно выстроить сюжет книжной истории