Когда я обратился к коллегам и клиентам с этим вопросом в специальных чатах, то получил без преувеличения сотни откликов.
Айтишники
Продажники и управленцы чаще называли почему-то айтишников. Мол, пользы от них никакой, доработки программ делают месяцами, на план не реагируют, а про корпоративный дух и говорить не приходится.
Господа айтишники, чем вы так насолили проектным, экаунтам и другим менеджерам? Может, вы действительно постоянно срываете сроки сдачи релизов, а вместо поддержки только усложняете работу сайта, сервера и сети в целом?
Офис-менеджеры
На этих специалистов жалуются все - и управленцы, и маркетологи, и даже обычно безропотные айтишники.
Оказывается, офис-менеджеры - ленивые, безинициативные, бестолковые и вообще пятое колесо в телеге. Большинство опрошенных считает, что без их посредничества между сотрудниками и копировальными аппаратами времени на рабочие процессы тратилось бы намного меньше.
При этом никто не учел, что чаще всего в каждой компании для такого персонала, как офис-менеджер, разрабатываются уникальные должностные инструкции: универсальных, кажется, вовсе не существует.
Где-то это фактически секретарша, где-то делопроизводитель, а где-то и уборщица по совместительству (простите, клининг-менеджер).
Я лично знал одного очень крутого офис-менеджера (правда, и должность называлась иначе - управляющий офисом, но функции были те же) - женщину едва за 30. Она действительно управляла офисом, все у нее спорилось, краска в принтерах никогда не закачивалась, бумага для печати тоже, а в шкафчике и тумбочке всегда были нужные канцтовары, полиграфия и кофе с чаем. Мне даже казалось, что у нее бездонные закрома или какая-то тайная комната за дверцами гардероба.
Наша мама пришла, молочка принесла, говорили сотрудники, заслышав ее голос на ресепшене, намекая на свежие сливки к кофе, а не на бюст 4 размера (хотя кто-то, наверняка, и на него).
Эйчары
Мои коллеги тоже хлебнули негатива. Оказывается, они совершенно некомпетентны и ни на что не способны кроме публикации вакансий на профильных сайтах и мониторинга резюме.
А на первичных собеседованиях и интервью эти деятели заваливают каждого второго кандидата только потому, что он не смог корректно ответить на вопросы наподобие "почему вы ушли с последнего места работы" или "назовите свои самые слабые стороны".
В защиту коллег отмечу, что публикация вакансий - это верхушка айсберга, и обычно этим занимаются люди без серьезного опыта. В том же программировании есть джуны, миддлы и сеньоры. И в работе с персоналом тоже можно ввести такую градацию, если угодно. Так вот джуны эйчары публикуют вакансии, а миддлы и сеньоры занимаются хантингом в профессиональных сообществах. Это скрупулезная работа на стыке психологии и социальной инженерии.
Менеджеры по продажам
Друзья, когда продажники говорят, что вся прибыль у компании есть благодаря им одним, то они действительно в это верят.
А потому не стоит бросаться их критиковать и доказывать, что без правильно упакованного продукта или услуги, без слаженной работы всех служб компании им не с чем было бы работать и нечего продавать.
Грамотный менеджер по продажам и сам понимает, что он просто ближе всех к клиенту и потому от него во многом зависит принятое им решение и пополнение счета компании.
Продажников, как уже стало понятно, критикуют за чрезмерное высокомерие, но никто не решился назвать их бесполезными.
Маркетологи
Доходит до смешного, но в иных компаниях сотрудники не понимают, зачем нужен этот человек, заказывающий визитки и фирменные пакеты, если с этим без труда справится офис-менеджер.
Если маркетолог занимается только обновлением полиграфии, то это действительно придаток, а не специалист.
У маркетолога есть свои задачи: организация разработки бренда, фирменного стиля, сайта, запуск рекламных кампаний и т.д.
То, что эта работа часто незаметна - во многом проблема самого маркетолога. Сумел сделать что-то хорошо - сумей и презентацию для офиса провести.
А как вы считаете, кто самый бесполезный сотрудник в компании?