В XVIII веке в России чеканили монеты, предназначенные для обращения только на ограниченных территориях. Их называют областными и национальными выпусками. Такими были монеты для прибалтийских провинций -"ливонезы". А к концу века, уже при Екатерине II чеканили таврические и сибирские монеты.
О сибирских монетах Екатерины II ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.
О таврических монетах Екатерины II ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.
Границы Российской империи в XVIII века продолжали расширяться. Ещё в результате Северной войны 1700–1721 годов страна отбила у Швеции прямой выход к Балтийскому морю через фактически вассальные буферные государства— Ливонию и Курляндию. По мирному соглашению 1721 года, подписанному в Ништадте, в состав России вошли Эстляндия и север современной Латвии с крупнейшим городом Ригой.
Остальную часть былой Ливонии поделили Швеция и Речь Посполитая. Монетное обращение здесь не изменялось и по-прежнему оставалось шведским. В Ливонии и Курляндии помимо этого ходило множество польских и немецких монет. Все подати и налоговые сборы с этих территорий брали в "ефимках" - иностранной монете. Для этих провинций в 1756 года на Петербургском монетном дворе отчеканили своеобразные деньги, получившие название «ливонезы».
Чеканка специальных монет связана с подготовкой к войне коалиции России, Австрии, Франции и других европейских стран против Пруссии, Великобритании и Португалии. Эту войну позже назовут Семилетней. Незадолго до ее начала в прибалтийских провинциях размещают русские войска, которые должны были участвовать в военных действиях. Жалование военным выплачивали общегосударственными русскими монетами. Но солдатам и офицерам для покупки необходимого приходилось обменивать свое жалование по весьма невыгодному курсу.
В Ливонии на тот момент традиционно использовали двенадцатеричный монетный счёт, определяя разменные номиналы в кратных ему долях талера.
Достоинство "ливонезов" обозначили в русских копейках, но номиналы были совершенно непривычными для русской монетной системы: 96, 48, 24, 4 и 2.
На аверсе крупных ливонезов поместили портрет царицы Елизаветы, на реверсе — гербовые щиты Ливонии и Эстляндии. Имя и титул императрицы были написаны на латыни.
На разменных номиналах, как и в случае собственно русской чеканки, портрет заменили государственным гербом— двуглавым орлом. На его груди находилось два щита с гербами городов Риги и Ревеля.
Чеканили ливонезы на Московском Красном дворе только 2 года . Они ходили в Прибалтике очень короткое время, их изьяли из обращения в 1760 году и переплавили. По мнению историков и нумизматов, при расчетах была допущена ошибка: при номинале в 96 копеек монета содержала серебра почти на 107 копеек, поэтому их производство было невыгодным.
Все ливонезы - достаточно редкие монеты. Монеты с надписью "Монета Ливонии и Эстляндии" не была принята к массовому выпуску. Российская Академия наук была против такого обозначения. Высокая степень редкости монет 1756 года объясняется малым тиражом, пришедшимся на этот год.
Существует несколько вариантов новодельных "ливонезов" - они тоже достаточно редки. Эти монеты интересны тем, что при их чеканке использовались подлинные штемпели, но от совершенно различных монет. Для оборотных сторон использовали штемпель ливоэстонских монет, а для лицевых сторон использовали штемпели общегосударственных монет.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать еще много интересных историй, связанных с нумизматикой.