"Необходимо догнать и перегнать развитые капиталистические страны. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут" И.В.Сталин
1930-е годы стали началом времени грандиозных строек в СССР: запущены агрегаты на ДнепроГЭС, построен Беломорско-Балтийский канал...
Москву также ждали преобразования, город должен был стать образцом для всей страны, городом будущего. Однако, самого необходимого – воды Москве катастрофически не хватало. Рост численности и стремительное строительство привело к тому, что в Москву-реку можно было перейти вброд.
В связи с этим 15 июня 1931 года пленумом ЦК ВКП(б) было принято решение повернуть верховье Волги к реке Москве.
Перед строителями канала, получившего название канал Москва – Волга, стояла сложнейшая задача – круто повернуть часть Волги и заставить поток пойти по новому руслу, преодолевая 40-метровый подъем Клинско-Дмитровской гряды, по каналу должны были пойти суда.
Главный инженер строительства С.Жук (бывший заключенный, строитель Беломорканала) с энтузиазмом принялся за дело.
128 километровой канал берет начало близ Дубны у шлюза 1 и заканчивается 7 шлюзом у Химкинского водохранилища – это кратчайший путь от Волги до Москвы-реки. Северный речной порт – конечный пункт судоходной трассы канала.
После механического подъема вода идет по 5 водохранилищам – Икшинскому, Пестовскому, Пяловскому, Клязьминскому и Химкинскому, а затем спускается в Москву по шлюзам-ступеням. Всего на канале было построено 11 шлюзов.
Строительство канала началось в 1931 году под руководством Наркомвода, однако процесс не пошел – не хватало людей, многие не выдерживали ударного темпа.
С 1932 году строительство возглавило ОГПУ, узаконившее применение принудительного труда в экономике "страны победившего социализма". Чекисты верили, что "перековка" – самый лучший метод перевоспитания.
Был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитлаг), центр которого разместился в Борисоглебском монастыре.
Начальником строительства был назначен Л.Коган. Условия для работы были экстремальными – не было техники и дорог. Ежедневно по рву с вышками под конвоем шли тысячи заключенных, а затем вручную вывозили миллионы кубометров грунта. За малейшие провинности каналоармейцев расстреливали.
Начальником Дмитлага с 1932 года был назначен С.Фирин, "рабочим материалом" которого были уголовники-рецидивисты. Однако людей не только уничтожали. Фирин активно пропагандировал творчество, привлекал к самодеятельности, образованию, спорту. За добросовестный труд сокращали срок, премировали, награждали.
При постройке канала остро требовались специалисты. Есть мнения, что некоторых крупных специалистов арестовывали специально, таким образом, интеллектуальная элита страны трудилась на канале под страхом расстрела.
Темпы строительства были ударными, сроки сжатыми. Строили, тут же проектировали, изобретали и внедряли новаторские идеи – впервые были применены процессы гидромеханизации и гидросмыва, построен тоннель под дном канала.
К 1937 году были построены более 240 сооружений в духе монументализма, над архитектурой которых трудились лучшие специалисты страны.
Весной 1937 года щиты плотины были опущены, и канал наполнился водой.
Удивительно, но все эти шлюзы, мосты плотины, ГЭС на 60% ручной труд рабочих Дмитлага, численность которого составляла от 200 до 600 тысяч человек. Точное количество людей неизвестно – архив Дмитлага был уничтожен во время Великой Отечественной войны. Официальное количество погибших от болезней, несчастных случаев, расстрелов, самоубийств составило около 23 тысяч человек.
1 мая 1937 года по каналу имени Москвы прошла флотилия судов с героями стройки. Однако, на берегу многих из них ждали "воронки" НКВД и расстрельные статьи приговора. Из высшего руководства уцелел только С.Жук.
В 1947 году канал был переименован в канал имени Москвы.
Так закончилась яркая и противоречивая история строительства "порта пяти морей".
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! Всем спасибо!