Найти тему

Какими универсальными знаниями и навыками «вооружить» ребёнка?

Оглавление

Огромное преимущество семейного образования – это выбор содержания образования. Современная школа не успевает за быстро меняющимся миром: научными открытиями, эффективными психологическими и педагогическими технологиями, актуальными навыками. Появляются альтернативные школы. Они хорошо создают образовательную среду, но вот сами программы и наполнения могут быть довольно спорны.

Если же брать обучающие интернет-платформы, то у многих «хромает» подача материала. Учитель может просто рассказать новую тему. Всё! А как же создать проблемную ситуацию, интересно обыграть правило для запоминания, задать межпредметные связи и т.д.?

В обычной школе уже сейчас можно встретить финансовую грамотность, логику, МХК, графику и т.п. Это уже хорошо. Но вопрос в том: какие компоненты образования могут быть актуальны и сейчас, и через 5, и через 10 лет? Где найти универсальные знания и навыки, чем «вооружить» ребёнка?

Для себя я вывела следующие базовые компоненты образования:

 – Умение работать с информацией, эффективно обрабатывать и запоминать большие объёмы материалов.

 – Гибкость психики. Не путать с «прогибаться» под кого-то! Это я про умение меняться вместе с этим миром, принимать новое, выстраивать эффективное общение и т.д.

 – Основы психологии. Очень медленно мы двигаемся в этом направлении: ну почему знание стран с их столицами важнее понимания своих и чужих эмоций, чувств, потребностей?!

 – Творчество и созидание. С творческим подходом и жить, и работать можно в удовольствие.

Начну, пожалуй, с психологии

Среди моих знакомых очень много тех, кто когда-то хотел выучиться на психолога, в том числе и я, но пошли по другому пути. Есть те, кто читают соответствующую литературу, ходят к психологам на консультации, проходят обучение на различных курсах, идут переучиваться на психолога. Как я вижу, тяга к психологии естественна. И чем раньше произойдёт знакомство с психологическими основами, тем интереснее.

Почему я не пишу «легче»? Сложности будут у всех и всегда, вопрос, как будут эти моменты проходиться и как быстро будет находиться точка опоры.

А интереснее, потому что мы более внимательно наблюдаем за собой и окружающими, ныряем в ощущения, открываем и познаем целые внутренние миры других людей. Даже минимальные психологические навыки будут подспорьем для жизни в целом. Может, нужно подождать? До 15-20-30 лет? Но ребёнок уже сейчас, каждый день, включён в общение с другими людьми, и ему нужны навыки эффективного поведения. А если ребёнок в основном дома и ограничен только типовым семейным общением, легко ли ему будет во вне? Найти друзей и занять своё место в коллективе, встретить любимого и создать семью?

Моя дочка вот уже несколько лет ищет друзей. И в школу она вернулась только за общением и в поисках друзей.

Мне повезло. В моей школе нам с 9 класса организовали кружок «Психология общения». Я ходила туда с удовольствием. На лето нам предложили поехать в авторские лагеря исторического и психологического факультетов нашего педвуза. Это был лагерь ролевых игр «Хроники Амбера» и лагерь для школьных активов «Комсорг», который выбрала я. Это было такое погружение, что дни пролетали. Каждый вечер собирался отрядный круг, мы подводили итоги, заполняли цветодневнички настроения. В конце смены мы разъезжались по домам, обнимаясь и рыдая. Переписывались, встречались, вставали в орлятский круг и пели песни. Мы были открыты, радостны, наслаждались общением с друг другом.

-2

Внутри как что-то распахнулось. Понеслись новые знакомства, появились новые приятели и друзья. Затем в течение года были ролевые игры: сначала для нас, потом актив проводил для более младших классов. Однажды у меня была роль, и я не смогла выполнить свои задачи. Оказалось, что мне, как лидеру по натуре, дали заведомо трудновыполнимую миссию. Создали ситуацию проигрыша, позволили её прожить в игровом варианте.

Я с радостью вспоминаю весь этот опыт. Проходят годы, и встречи выпускников приносят столько счастья! Приятно находиться в обществе успешных и состоявшихся людей. Конечно, потом ещё были детская и семейная психология в институте, много интереснейших книг, знакомство с биосенсорной психологией и т.д.

Почему так длинно об этом рассказываю? Помогите вашим детям уже сейчас. Работайте своевременно с травмами, стрессами, страхами через арт-терапию или сказкотерапию. Ходите на психологические тренинги, посвящённые буллингу, безопасности в сети, общению с чужими людьми и т.п. Познакомьтесь с эмоциональным интеллектом. Он поможет понять свои и чужие состояния, даст навыки и приёмы, как собой управлять.

В этом есть один очень важный аспект: начинать лучше с себя. Любые полезные привычки нужно наработать. Мало посмотреть, послушать, прочитать. Нужно включить эти практики в свою жизнь, посвятить этому время, сделать их своими. Тогда мы сможем передать это нашим детям. Так, многие из приёмов работы с эмоциями у меня уже забылись и потерялись, а всплывают лишь периодически.

-3

https://www.labirint.ru/books/342924/?p=32422

Все, что я написала, мы использовали. Ходили в детстве на сказкотерапию и тренинги, вели дневник благодарностей, работали с эмоциями, создавали свою сказку, пользуясь метафорическими картами. Как-то летом мы с дочкой и знакомыми девочками создавали мандалы на бумажных тарелочках из крупы. Я предложила заложить туда намерение, желание. Дочка сделала мандалу для появления друзей и на… любовь (элементы были в виде сердечек). И это случилось. Она нашла друга, интересное общение с которым переросло в первую влюблённость.

Также я искала психологическую литературу именно для детей и подростков. К сожалению, пока не нашла ничего стоящего. Возможно, у вас есть какие-нибудь находки? В нашем арсенале только «Мастер сказок» и метафорические карты.

Следующее направление – это ТРИЗ: теория решения изобретательских задач

Само название – уже волшебство. И хотя в решении изобретательских задач не бывает единственного и верного ответа, создана целая концепция о том, как в нашу жизнь могут входить изобретения. Теория появилась в середине 20 века благодаря Генриху Альтшуллеру, и сейчас только набирает обороты. Существуют и занятия, и программы, и олимпиады, и целые научные конференции. С ТРИЗом можно встретиться как на серьёзном предприятии при решении технических задач, так и в топ-менеджменте при разработке стратегических планов.

-4

https://www.litres.ru/6933541/?lfrom=803260701

Зачем осваивать ТРИЗ? Это формирует другое отношение к жизни. Любая ситуация может быть рассмотрена как головоломка. Конечно, не сразу. Нужно этим проникнуться, ну и освоить теорию. Современные лайфхаки – это тоже своего рода ТРИЗ. Тут как раз действует одно из правил: используем то, что есть вокруг. Также решение задач с помощью ТРИЗ – это разрешение противоречий. Мне нужно хорошее спальное место, но оно должно быть компактным. Диван-кровать! Мне нужно перевезти мороженое, но я не могу взять с собой холодильник. Сумка-холодильник!

С детьми можно начинать заниматься с 4 лет. Для этого нужно формировать широкий кругозор, знание свойств и качеств окружающих предметов и явлений, понимание систем и подсистем. Подойдут логические игры и занятия, направленные на систематизацию и классификацию предметов, выделение их частей, нахождение положительных и отрицательных свойств. ТРИЗ можно осваивать всей семьёй! Это полезно и увлекательно!

-5

https://www.litres.ru/9811350/?lfrom=803260701

В нашей семье это параллельные процессы: я сама продолжаю осваивать теорию и провожу занятия с детьми с элементами ТРИЗ. С дочкой мы тоже время от времени играем в соответствующие игры, «Да-нетки», решаем текущие бытовые задачи, читаем художественную литературу. Из литературы для чтения с детьми рекомендую: «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» А.Гина, «Денис-Изобретатель» Г. Иванова, приключения МиКи А.Кислова. Среди увлекательных рассказов и задач вы найдёте базовые правила ТРИЗ.

Когда мы ушли из школы на семейное обучение, то появилось время на освоение скорочтения

Я посетила вместе с ребёнком пробное занятие, и нам всё понравилось. Мой ребёнок показал очень хорошие результаты, и это выбивалось из общей картины. Как оказалось, на скорочтение идут в основном те, у кого проблемы в обучении. Это могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, мышлением.

Я это к чему. Нет пока у нас к этому отношения как базовому, обязательному навыку, как для детей, так и для взрослых, как для отличников, так и для хорошистов. Техники быстрого чтения существуют уже очень давно, но они малодоступны широкому кругу учащихся, и пока это только платные занятия.

Владея скорочтением, можно охватить большие пласты информации за малое количество времени. Насколько эффективнее пойдёт любой процесс обучения! Здесь, конечно, нужно понимать и разделять: мы можем медленно читать художественную литературу, наслаждаясь словом писателя, но «пробежаться» по новостям в газете или журнале, повторить параграф к уроку, открыв и тут же закрыв учебник.

-6

Занятия, на которые ходила дочка, проходили на одном дыхании. Давались упражнения на синхронизацию левого и правого полушария, методики запоминания, упражнения для концентрации и внимания, велась работа по чтению и работе с текстом. Промежуточный результат: увеличилась техника чтения вслух примерно на 30 слов, до 170. По окончании первого блока обучения дочка прочитала несколько томов «Часодеев» в течение недели. Занимала призовые места в проводимых «мозговых» олимпиадах.

Итак, мы пока лишь на полпути. Это те занятия, которые обогатят и родителей, и детей. И мы к ним возвращаемся, и будем возвращаться с новой глубиной и осознанностью.

Автор: Мария Панкрашова, мама-педагог с опытом СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другую статью автора:
Выбрали аттестацию в школе: что из этого получилось
С чего начать домашний урок?

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения с нашим каналом