Продолжение. Начало в публикации от 24 октября.
Советская власть пришла в станицу с наступлением холодов. Красный флаг над бывшим домом атамана, три голодранца - красных партизана в управе, и уже не станица а село. Станица активно заселялась пришлыми крестьянами, которых в старое время Степан и на двор-то не пустил. Вместе с новой властью пришли поганые для слуха казака слова - продразверстка, иже грабеж, комбед и ЧОН.
Степан частенько пенял отцу, что тот отговорил его уйти за кордон. Потом дошли слухи о набегах чоновцев на поселения казаков вблиз границы на китайской стороне. Погубили людей, ограбили, угнали скот. - Вишь, Степка, кручинился дед Матвей, уже и на чужой стороне нет покою казаку, и здеся житья нету.
Помог случай. В гости к деду Матвею приехал старый каторжанин Мишка Караваев. Когда-то Матвей конвоировавший этап, спас ему жизнь, отбив от бандитов-грузинов. Выйдя на волю, домой Михаил возвращаться не пожелал. Женился на местной вдове, и промышлял старательством. Иногда наведывался к защитнику за барсучьим жиром. Платил всегда золотом и больше чем надо.
- Ну что господа казаки, амбец всему настает? Церковь сломали, о колхозах еще не слыхали? - напившись карымского чаю усмехнулся Мишка. - Ты-то хоть не подначивай - насупился старший Размахнин. - Ноги вам делать надо казачки, вот что я вам скажу. У вас семейка мечта чекиста-один старый сатрап, угнетатель каторжан-революционеров. Второй и вовсе семеновец. Не пойму как вас до сих пор не прибрали. Ну да ладно,- заслонился Мишка ладонью от вспыливших казаков, - подсоблю я вам. Михаил Караваев добро помнит.
С этими словами, старый каторжник высыпал из мешочка горсть золотых самородков, рядом прихлопнул какую-то бумагу. - Уедете в Читу. Куда сдать золото я напишу, человек верный. Купите дом с большим огородом. Степан устроится на Черновские копи шахтером, самая пролетарская профессия. Сыновей отдадите учится. Вот вам еще, - Мишка поставил на стол два увесистых мешочка, - и не надо песен. А в бумаге написано, что вы не казаки, а вовсе рабочие с Тьмутаракани. Печати сам вырезал, комар носа не подточит. Вы, главное дело, сами не трепите и деткам накажите.
К лету вся большая семья Размахниных покинула станицу. Все сделали как обсказал Караваев. Купили дом, оставили себе одну корову и одну лошадь,чтоб не прослыть кулаками. Куриц развели сколько нисколько, огород засадили картошкой, жить можно. Степан устроился шахтером, дед Матвей понемногу плотничал и сапожничал. Трое сыновей пошли в школу.
Как в воду глядел спаситель семьи Размахниных. Вскоре на Урове вспыхнуло восстание. Казаки поднялись из-за колхозов. Невмоготу было рачительным хозяевам видеть как относится деревенская голытьба к скоту, лошадям, а также плугам и прочему имуществу, ставшего общим. Причем возглавили мятеж красные казаки. Восстание подавили. Кто-то сумел уйти в Китай, остальные поддавшись на уговоры власти сложили оружие.
Через десяток лет, власть припомнила все и всем. Как литовкой траву, выкосила старинные казачьи роды. Не пожалели ни белых ни красных...
Окончание следует....