Со времён первых в истории человечества вооруженных конфликтов полководцев и военачальников разных уровней волновал вопрос: а почему это солдаты не летают? Представляете, какие перспективы открываются перед обладателем воздушных фаланг и легионов!
Злые языки поговаривают, что японские лазутчики — ниндзя. умудрялись летать на больших воздушных змеях. Пересчитав вражеских солдат, ниндзя могли не только оценить численность войск неприятеля, но и сбросить на него пару-тройку бомбочек.
Впрочем, дельтапланерные войска Восходящего Солнца очень смахивают на исторический анекдот, забудем о них. Зато во времена империи Хань китайские военные успешно использовали для подачи сигналов китайские же фонарики.
Однако, аж до 5 июня 1783 года генеральская мечта о воздушных бойцах оставалась несбыточной. И когда человечество уже почти сломало голову, пытаясь эту мечту сбыть, в воздух поднялись первые летательные аппараты. Их назвали МОНГОЛЬФЬЕРАМИ. Только не подумайте, что их придумали монголы! Нет, они впервые взлетели во Франции. О том, как это было, читайте здесь (жми).
Итак, новое достижение технического прогресса получило имя, но не получило практического применения.
В 1793 году техническим инспектором французской армии был назначен Андре-Жак Гарнерен. Одержимый передовыми техническими достижениями, он стал активно заниматься возможностями применения воздушных шаров в военном деле. Даже попав в плен к австрийцам и проведя там три года, Андре-Жак мечтал сбежать оттуда непременно по воздуху. Возможно, именно поэтому он не только сам стал первым в мире парашютистом, но и жену свою, Жанну-Женевьеву, сделал первой в мире парашютисткой путем сбрасывания её с воздушного шара, висящего на высоте 900 метров.
В 1803 году Гарнерен побывал в России, где 30 июля 1803 года совершил полёт на воздушном шаре над Петербургом. Но это совсем другая история...
Труды Гарнерена в должности технического инспектора не пропали даром. Уже через год после его назначения, 26 июня 1794 года, в разгар битвы между французами и австрийцами при Флерюсе, над полем боя возник не сразу опознанный летающий объект.
Вскоре объект всё же опознали. Им оказался аэростат «Неустрашимый», шелковая оболочка которого диаметром 9,8 м. была наполнена водородом. В деревянной гондоле размером 1,14 х 0,75 м находились капитан Жан-Мари-Жозеф Кутель и какой-то генерал.
В течение пяти часов с высоты 200 метров они швырялись записками, в которых излагали свои наблюдения за перемещением австрийских войск. Эти записки немедленно доставлялись командующему французской армией генералу Журдану. В результате генерал Журдан выиграл битву, а «Неустрашимый» стал старейшим сохранившимся в Европе до наших дней воздушным судном.
В сентябре 1796 г. австрийцам удалось захватить «Неустрашимый». Его увезли в Вену, где он и храниться по сей день в музее военной истории.
Генерал Бонапарт, отправившись в египетский поход, тоже прихватил с собой аэростат. Но в битве при Абукире англичане изрешетили корабль, на котором его везли. Воздушный корабль так же получил повреждения, которые не позволили ему подняться в воздух. Бонапарт в шоке, аэростат в помойке...
Говорят, Наполеон испытывал личную неприязнь к воздухоплавателям. Есть даже парочка легенд, объясняющих причину этой самой неприязни.
ЛЕГЕНДА.
В конце XVIII века в Европе был необычайно популярен Жан-Пьер Франсуа Бланшар – изобретатель, один из первых воздухоплавателей.
Многие из влиятельных людей считали за честь познакомиться с легендарным покорителем неба.
Свой первый успешный полёт на воздушном шаре Бланшар совершил 2 марта 1784 года в Париже. На его шаре были установлены парус и два весла, которыми Бланшар собирался управлять аппаратом. Но перед стартом один из зрителей прыгнул в гондолу и, угрожая шпагой, потребовал взять его в полет. Этим назойливым пассажиром, якобы, и был Наполеон Бонапарт. Однако, история сохранила реальное имя первого воздушного пирата. Его звали Дюпон де Шамбон. Совершенно очевидно, что Шамбон НЕ Наполеон.
У этой легенды существует и другая версия. Согласно этой версии, с дерзкой просьбой взять его с собой к Бланшару обратился юный кадет одной из военных школ. Но когда аэронавт озвучил стоимость воздушной экскурсии, желание прокатиться мгновенно улетучилось. Звали кадета, конечно же, Наполеон Бонапарт. Полеты на воздушном шаре считались в то время развлечением, недопустимым для носителя военный мундира. И когда руководству военной школы доложили о попытке одного из воспитанников подняться в небо, кадет Бонапарт получил строгое взыскание. Правда это или нет, я не знаю. Но выглядит романтично.
И вот, спустя много лет, неприязнь императора Наполеона к аэронавтике больно ударила по самолюбию немецкого музыканта, изобретателя и авантюриста Франца Леппиха.
В 1811 году Леппих приехал в Париж. Чтобы втереться в доверие к императору, он подарил Марии Луизе, жене Наполеона, изобретенный им музыкальный инструмент редкого звучания. А самому императору французов немец предложил построить управляемый воздушный шар для бомбардировки вражеских войск. Но, сложив в уме разные циферки золотых французских денег, Бонапарт указал Францу на дверь и выпер из Франции.
Поскитавшись по Европе, Франц Леппих оказался в России, где запудрил мозги русским вельможам. Немец обещал построить пятьдесят воздушных кораблей в течение трех месяцев. Изобретатель уверял, что созданные им монстры смогут поднимать по 40 солдат и тонны бомб. Угроза вторжения Великой армии уже витала в воздухе. И невиданное оружие могло здорово выручить русских солдат.
Первую летающую лодку стали строить в подмосковной усадьбе князя Репнина. А координировал работы губернатор Москвы граф Ростопчин.
Оболочку длиной 57 метров и диаметром до 16 м. надули водородом. К гондоле аппарата особыми пружинными рессорами прикрепили машущие крылья. Через специальный люк из гондолы бойцы должны были осыпать врага пороховыми бомбами.
Однако, выкачав из русской казны уйму денег. немецкая затея с треском провалилась. Оторваться от земли это чудо инженерной мысли так и не смогло. Поэтому громить Наполеона пришлось без него. Когда русские казаки въезжали в Париж, Франц Леппих вернулся в Германию.
Несмотря на множество неудач, воздушный шар всё же доказал свою работоспособность.
Главная проблема воздушных шаров — их абсолютная неуправляемость. Он летит туда, куда его несет ветер. Но если аэростат подчинится воле пилота, он сразу станет ДИРИЖАБЛЕМ. По-французски «Dirigeable» и означает «управляемый».
А коль слово это французское, то и придумать первый в мире дирижабль взялся француз. И не простой какой-нибудь, а очень даже заслуженный: математик и генерал революционной армии Жан-Батист Мёнье.
Эллипсовидным аэростатом он планировал управлять с помощью трех воздушных винтов. Никаких двигателей, кроме лошадей и человеческих рук, тогда ещё не знали. Вероятно, лошади летать отказались, а потому вращать винты решили руками восьмидесяти человек.
Для перемещения аппарата по вертикали Мёнье предложил две оболочки, внешнюю и внутреннюю. Это позволило бы поместить между ними небольшой газонепроницаемый отсек баллонет и с его помощью изменять объем газа в аэростате. Объем больше — летим выше. И наоборот.
Смогла бы эта штука летать? Мы этого никогда не узнаем. Так же, как сам Мёнье не узнал о присвоении ему чина дивизионного генерала. 13 июля 1793 года он скончался от ран, полученных при осаде города Майнца.
А первый в мире дирижабль взлетел 59 лет спустя, когда французскому изобретателю Анри Жиффару удалось установить в гондоле аэростата паровой двигатель и 24 сентября 1852 г. совершить управляемый полет. Усилия восьмидесяти человек ему не понадобились. Так наступила эра дирижаблей...
Поддержи автора, он старался! Ставьте пальчики, предлагайте новые темы, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.
Не забывайте делиться в соц.сетях, это поможет продвижению канала!
Не пропустите самое интересное!
Внимание! Комментарии, содержащие оскорбления в адрес других читателей, будут немедленно удаляться, их авторы — блокироваться.