Найти в Дзене
С Богом по жизни

Иудеи под властью Селевкидов

(198-163 гг. до н.э.) Добившись контроля над Иудеей, сирийцы поначалу были склонны позволить иудеям продолжать поклоняться Богу по собственным их законам. Однако сами иудеи не имели общего мнения относительно толкования Закона. На всей территории — даже в Иудее — многие иудеи подверглись влиянию эллинизма. Греческая культура давала им такие возможности для процветания в коммерции, что они стали материалистами. Их мировоззрение и ценности формировались больше греческим образованием и философией, нежели Божьим законом, а приобщение к греческой культуре привело к тому, что они стали пренебрегать иудейскими праздниками и ежедневным поклонением. В первой четверти II века до н. э. в Иерусалиме был построен гимнасий, греческий спортивный зал. Там «молодёжь и даже священники принимали участие в играх нагишом» (Орлински). Результатом восприятия греческих идеалов стал рост сильной эллинистской партии особенно среди богатых и влиятельных. Эти тенденции к эллинизации не остались без противодействи
Оглавление

(198-163 гг. до н.э.)

Добившись контроля над Иудеей, сирийцы поначалу были склонны позволить иудеям продолжать поклоняться Богу по собственным их законам. Однако сами иудеи не имели общего мнения относительно толкования Закона. На всей территории — даже в Иудее — многие иудеи подверглись влиянию эллинизма. Греческая культура давала им такие возможности для процветания в коммерции, что они стали материалистами. Их мировоззрение и ценности формировались больше греческим образованием и философией, нежели Божьим законом, а приобщение к греческой культуре привело к тому, что они стали пренебрегать иудейскими праздниками и ежедневным поклонением. В первой четверти II века до н. э. в Иерусалиме был построен гимнасий, греческий спортивный зал. Там «молодёжь и даже священники принимали участие в играх нагишом» (Орлински). Результатом восприятия греческих идеалов стал рост сильной эллинистской партии особенно среди богатых и влиятельных.

Эти тенденции к эллинизации не остались без противодействия. В Иудее возникла партия иудеев, выступавшая против эллинизации иудаизма. Они назывались хасидами, «благочестивыми», и среди простых людей нашли много сторонников и сочувствующих. Хасиды (предтечи фарисеев) играли важную роль в сохранении чистоты древней иудейской веры. Конфликты в этот период были не только между иудеями и сирийцами, но также между эллинизированными иудеями и хасидами.

Несмотря на усилия правоверных иудеев, отход эллинизированных иудеев от верности Закону продолжался. Это особенно хорошо видно по тому, во что они превратили институт священства. С самого заключения Богом завета с Израилем работа первосвященника имела исключительное значение для практического применения закона Моисея. Должность священника была наследственной: все первосвященники были потомками Аарона. С распадом монархии и смертью последних царей из рода Давила роль первосвященника приобрела ещё большую значимость. В период реставрации первосвященник Иисус имел такую же власть, что и правитель Зоровавель (Зах. 3:1; 4:9–14). Позже, во II веке до н.э., первосвященник стал не только главой религии иудеев, но также их светским руководителем. Окончательное перерождение священства произошло, когда эта должность перестала быть наследственной и стала доступна для всякого, кто имел власть или деньги, чтобы получить её.

Торговля должностями среди священства способствовала тому, что взаимоотношения между сирийцами и иудеями изменились. Антиох IV Епифан, третий сын Антиоха III, стал правителем Сирийской империи после смерти своего брата Селевка IV. Он пришёл в ярость, когда иудеи сместили первосвященника Менелая, принадлежавшего к колену Вениамина, а не Левия. Менелай купил эту должность у Антиоха, и его смещение было страшным оскорблением авторитета царя. В ответ Антиох выплеснул свой гнев на иудеев, напав на Иерусалим. Он прогнал Иасона (брата законного первосвященника Онии III), который тоже получил назначение за взятку, и восстановил в должности Менелая. Его воины устроили массовую резню иудеев, осквернили храм и похитили священные сосуды.

Антиох стремился эллинизировать своих подданных. Он заставлял народ поклоняться ему «как олимпийскому Зевсу», используя титул «Теос Эпифанес», то есть «явленный бог». Этот титул его враги спародировали, изменив на «Эпиманес», что значит «сумасшедший», «ненормальный» (Полибий. Всеобщая история 26.1.1). Чтобы заставить иудеев подчиниться своей политике, Антиох приказал им участвовать в языческих ритуалах и запретил их религию.

В Иерусалим прислали старца, афинянина, следить за исполнением приказа. Храм Господа он назвал «храмом олимпийского Зевса», осквернив языческими жертвоприношениями жертвенник. На нём в жертву стали приноситься нечистые животные, в том числе свиньи. Кроме того, во дворах храма язычники совокуплялись с проститутками и другими женщинами. В день рождения царя иудеев заставили участвовать в празднике, проводимом в храме в честь бога вина Диониса. Иудеям под угрозой смерти запрещалось совершать обрезание, соблюдать субботу и ежегодные праздники. Списки еврейских Писаний были порваны в клочья и сожжены. Законы, стимулировавшие эллинизацию и запрещавшие практику иудаизма, проводились в жизнь с особой жестокостью (2 Мак. 6:1–11; см. 1 Мак. 1:41–61).

СЕЛЕВКИДЫ И АНТИОХ IV ЕПИФАН (198–163 гг. до н.э.)

Одно старинное изречение гласит: «В самых плохих из нас столько хорошего, а в самых хороших из нас столько плохого, что не приличествует нам обсуждать друг друга». Некоторые хорошие люди, веря в истинность этого изречения, считают, что мы не вправе осуждать вообще никого.

Тем не менее, некоторых должно считать носителями зла. На ум приходят диктатор Адольф Гитлер и террорист Усама бен Ладен. В одном ряду с теми, кого можно и нужно заклеймить как совершивших страшные злодеяния, стоит Антиох IV Епифан, правивший Сирией (и потому правивший Иудеей) с 175 по 163 гг. до н.э. Что он делал и почему? Какие уроки можно извлечь из его жестокости?

Антиох III Великий (223–187 гг. до н.э.)

До Антиоха IV Епифана правителями были его отец, Антиох III (которого впоследствии стали называть «Великим»), и его старший брат, Селевк IV Филопатор.

Наследовав в 223 г. до н.э. престол, Антиох III, как и предыдущие правители, не оставлял желания присоединить нижнюю Сирию и Палестину к империи Селевкидов. По мнению этих царей, Сирия и Палестина по праву принадлежала им; эти земли отошли к ним по договору, подписанному победившими державами после битвы при Ипсе Фригийской в 302 г. до н.э. С их точки зрения, Птолемеи были узурпаторами, правившими на территории, принадлежавшей Сирии.

С этой мыслью Антиох III в 219 г. до н.э. начал Четвёртую Сирийскую войну против Птолемея IV с целью победить Египет и присоединить Палестину к своим владениям. Он без особого труда овладел городами на побережье Палестины, но в конечном итоге потерпел поражение при Рафии на границе с Египтом и был вынужден вернуться домой, не достигнув цели (Полибий. Всеобщая история 5.86.1–8).

В течение следующих нескольких лет Антиох III упрочил своё правление и укрепил восточные границы своей империи. Затем, когда около 203 г. до н.э. на египетский престол взошёл малолетний Птолемей V, Антиох III расценил это как удобный случай завоевать Палестину. После неудавшейся попытки одержать победу над Египтом в 202 г. он снова пошёл в наступление в 201 г. и, наконец, в битве при Панионе у истоков реки Иордан разбил египтян, которыми командовал их полководец Скопас (Иосиф Флавий. Иудейские древности 12.3.3). В результате этой главной своей победы Антиох III в 198 г. до н.э. стал властелином всей Сирии и Палестины (см. Дан. 11:14–16).

По всей видимости, иудеи, по крайней мере те из них, которые противились птолемеевскому правлению, приветствовали Антиоха III как освободителя. Он, в свою очередь, чтобы продемонстрировать признательность за их поддержку, издал указ, который (1) подразумевал, что большинство иудеев было настроено проселевкидски, (2) предусматривал компенсацию за совершение жертвоприношений в иерусалимском храме, (3) освобождал храмовых служителей от уплаты податей на три года, (4) на треть сокращал налоги всего населения (5) освобождал иудеев, ранее уведённых в рабство, и возвращал им их собственность (Указ приведён в книге Иосифа Флавия Иудейские древности 12.3.3).

Победив Птолемея V, Антиох III надеялся добавить к своей империи территорию к западу от неё (см. Дан. 11:18). Он заключил договор с Филиппом V Македонским, чтобы «захватить и разделить все территории, контролируемые Египтом за пределами самого Египта» (Кейт). Однако его мечта не осуществилась, так как римляне победили Филиппа.

После поражения Ганнибала Карфагенского во Второй Пунической войне римляне обратили внимание на восток, сначала разгромив Филиппа и затем овладев несколькими греческими городами-государствами. Греки обратились к Антиоху III за помощью, и тот ответил тем, что освободил несколько их городов. Однако римляне взяли над ним верх и отбросили обратно в Малую Азию, где на голову разбили его в решающей битве при Магнезии в 190 г. до н. э. (см. Дан. 11:18).

Из-за этого поражения Антиох III в 188 г. до н.э. был вынужден подписать соглашение, известное как «Апамейский мир». По этому соглашению он лишался всех своих прав на любые земли к западу от Таврийских гор и должен был выплатить Риму огромную сумму в 15000 талантов (сначала 3 000, а затем каждый год по 1 000 в течение двенадцати лет) [Аппиан. Римская история: Сирийские войны 38]. Пока Антиох III не выплатит всей суммы, его третий сын (который позже станет Антиохом IV) должен был отправиться в Рим в качестве заложника (Аппиан. Римская история: Сирийские войны 39). Чтобы заплатить такую огромную дань, Антиох III решил ограбить храмы народов, находившихся под его властью. В 187 г. до н.э. разъярённая толпа убила его при попытке ограбить храм Бэла в Сузах (Элам) (см. Дан. 11:19) [Диодор Сицилийский. Историческая библиотека 28.3; 29.15].

Селевк IV Филопатор (187–175 гг. до н.э.)

Антиоха III сменил на престоле его второй сын, Селевк IV Филопатор, который тоже был озабочен тем, как заплатить дань, которую вытребовал себе Рим, когда победил Антиоха III. Он поручил своему первому министру Гелиодору собрать необходимую сумму. Гелиодор, как и Антиох III, хотел собрать деньги, ограбив храмы империи Селевкидов. Прослышав о богатствах иерусалимского храма, он, очевидно, попытался ограбить его. Но это ему не удалось, и он был вынужден вернуться домой без иерусалимских богатств. Позже, возможно потому, что Селевк IV отчитал его за неудачу, он убил Селевка и захватил власть (см. Дан. 11:20) [Аппиан. Римская история: Сирийские войны 45].

Антиох IV Епифан (175–163 гг. до н.э.)

Правление Гелиодора владением Селевкидов было кратковременным. Антиох IV, освобождённый из заложников в Риме, собрал армию с помощью царя Пергама. Он прогнал Гелиодора и стал правителем Сирийской империи (см. Дан. 11:21).

Когда Антиох IV изначально пришёл к власти, возможно, не был воплощением зла. По описаниям, он был «непредсказуемым», но также «более демократичным, нежели его деспотичные предшественники», «удивительно щедрым» и «способным правителем, отличным стратегом и организатором своих армий» (Кейт). Однако кончилось тем, что он ополчился на иудеев. Почему он выбрал иудеев объектом гонений? Скорее всего, это произошло вследствие ряда факторов.

Во-первых, он разочаровался в войне. Он надеялся продолжить завоевания своего отца, покорив Египет. Он и в самом деле одержал победу над египтянами на их же территории (1 Мак. 1:16–19). Однако римляне не собирались позволять сирийцам прибавить Египет к своим владениям и потому отправили посла сказать Антиоху IV, чтобы тот оставил Египет в покое (см. Дан. 11:29, 30) [Ливий. История Рима 45.12; Полибий. Всеобщая история 29.27.1–8; Аппиан. Римская история: Сирийские войны 66]. Антиох, живя в Риме, научился уважать римское могущество; поэтому он быстро отступил, огорчённый, что его мечта о завоевании разбита.

Кроме того, он был зол на иудеев за то, что они не захотели видеть Менелая в качестве первосвященника. Иасон — который был из рода первосвященников и братом законного первосвященника Онии III — по сути купил должность первосвященника у Антиоха. Тогда Менелай, предположительно вениамитянин — даже не из священнического колена Левия, — предложил более высокую сумму, нежели Иасон, и Антиох поставил первосвященником его. Когда Менелай после своего назначения вернулся в Иерусалим, Иасон бежал в Заиорданье. Позже, когда до Иасона дошёл ложный слух, будто Антиох погиб, сражаясь в Египте, Иасон пошёл на Иерусалим, желая восстановить первосвященство. В результате Антиох IV «напал на Иерусалим, прогнал Иасона и восстановил Менелая в должности» (Рассел). Его воины убили тысячи жителей Иерусалима и осквернили храм (2 Мак. 4:7—5:26).

Другой возможной причиной чрезвычайных мер, предпринятых Антиохом против иудеев, могло быть его желание объединить народы в своей империи, сделав их одним эллинизированным народом. С этой целью он заставлял своих подданных поклоняться ему как Олимпийскому Зевсу. Он присвоил себе титул «Теос Эпифанес», то есть «явленный бог». А враги предпочитали называть его «Эпиманес», что значит «сумасшедший» (Полибий. Всеобщая история 26.1.1).

Для большинства подданных его царства (а также для иудеев, воспринявших эллинистический образ мышления) титул «Теос Эпифанес» мог быть вполне приемлемым, но для благочестивых иудеев он был богохульным. Проэллинистическая партия в Иудее могла подсказать Антиоху, что если он хочет объединить свой народ, то должен найти способ заставить хасидов принять эллинистическое мышление.

Исходя из этого, Антиох разработал план по принуждению иудеев быть такими, как остальные в его царстве. Он запретил им поклоняться Богу и исполнять свои эксклюзивистские ритуалы и одновременно потребовал поклонения Зевсу (2 Мак. 6:1, 2). Он заставлял их есть свинину (нечистую пищу для иудеев), запретил соблюдать субботу и совершать обрезание. Он даже осквернил храм, водрузив на жертвенник всесожжения языческий жертвенник и принеся на нём в жертву свинью (см. Дан. 11:31) [1 Мак. 1:41–50, 54, 59; Иосиф Флавий. Иудейские древности 12.5.4].

Указы Антиоха IV проводились в жизнь со страшной жестокостью со стороны сирийских чиновников, которых он оставил в Иерусалиме для управления городом и окружающей территорией. К чести иудеев, многие из них отказывались подчиняться Антиоху, предпочитая страдать, но не нарушать Божий закон. О бедствиях иудеев в то время рассказывают жуткие истории (2 Мак. 6:3—7:42).

Пожалуй, наихудшая истина об этом периоде гонения такова, что сирийцы и жившие в Иудее проэллинистские иудеи, очевидно, не видели в происходящем ничего плохого. Для них желание царя объединить всех своих подданных в один народ под знаменем эллинизации казалось абсолютно разумным, а изданные им законы — логичными мерами для достижения этой цели. На иудеев, сопротивлявшихся царю и отказывавшихся сотрудничать, смотрели как на предателей. Эллинисты считали, что бунтовщики заслуживают полученного наказания и что их наказание служит справедливому делу: демонстрирует потенциальным мятежникам, что с ними будет, если они не захотят подчиниться. Если наказать достаточное количество иудеев, рассуждали они, то противодействие постепенно сойдёт на нет и желания царя исполнятся.

Конечно, такое рассуждение было неверным. Во всяком случае, некоторые иудеи так и не отступили от своей веры. Через какое-то время репрессии Антиоха IV привели к восстанию Маккавеев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период господства Селевкидов над иудеями закончился совсем не так, как начался. Эта эра началась с дружеского приёма, оказанного иудеями Антиоху III, когда тот вошёл в Иерусалим, а завершилась страшным гонением иудеев Антиохом IV. Начавшись с распоряжения Антиоха III, предусматривавшего великодушное отношение к иудеям, она завершилась указом Антиоха IV направленным на уничтожение религии иудеев. Это подготовило почву для Маккавейского восстания.

Благодарение | С Богом по жизни | Дзен