Найти тему
Ликбез

Были ли алхимики действительно шарлатанами

Пожалуй, наибольшую известность среди алхимиков в XII—XIII веках снискал себе Альберт фон Больштедт, получивший прозвище Великого. Еще в молодости он вступил в доминиканский орден. Он был профессором богословия в Кёльне, Париже, а затем епископом Регенбургским. Продвижение его по служебной лестнице было предметом зависти церковников, но Альберт вдруг решился на неслыханное деяние: сложил с себя высокий сан и поселился в монастыре, дабы спокойно заниматься науками. Многие из его работ стали достоянием науки. Вера же в возможность превращения металлов не угасла и нем до самой смерти. Известный ученый монах Роджер Бэкон, которому приписывают честь изобретения пороха, также искал «философский камень». Церковники засадили его за решетку и выпустили немощным стариком лишь через двадцать лет, когда убедились, что золота изготовить он не в состоянии.

Колоритна фигура Раймунда Лулла (Луллия), жившего в XIII веке. Богатый и знатный, он служил при дворе короля Арагонского, а растранжирив все свое состояние, стал искать счастья в науке. В Париже он познакомился с Роджером Бэконом и узнал основные положения алхимии. Бурная жизнь алхимика закончилась в Африке, где он выступал в роли миссионера. Он оставил множество сочинений, заумность которых считал достоинством: «Не понимают потому, что приступают к изучению не в надлежащем расположении духа и не с чисто философским стремлением к истине, а с преступной жаждой к новизне или с корыстолюбивой целью». Лулл верил в «философский камень». «Я превратил бы море в золото,— восклицал он перед изумленными слушателями,— если бы оно было из ртути!»

Уже в XV столетии алхимик Жорж Риплей написал сочинение «Книга 12-ти дверей», названное так потому, что в нем давался рецепт приготовления «философского камня», предусматривавший двенадцать операций.

Нет нужды говорить, что ни один из таких рецептов на опыте не подтвердился. Многие ученые тогда были слегка шарлатаны, были и шарлатаны — слегка ученые.