Найти тему
Москва памятная

Кунцевское кладбище. Места вечного покоя знаменитых советских актеров и режиссёров. Окончание.

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию заключительную часть рассказа о звездах советского кино, театра, и цирка упокоившихся на Кунцевском кладбище в Москве.

Чулюкин Юрий Степанович (1929-1987)

Советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист РСФСР (1979).
Вся жизнь этого человека с первого до последнего дня была поводом для слухов и сплетен.
Он родился когда его мама была студенткой ГИТИСа и училась у уже весьма известного к тому времени актера Михаила Астангова. Всю жизнь Чулюкину приходилось слышать, что именно Астангов был, как сейчас говорят его «биологическим отцом. К тому же они были очень похожи внешне.

                          Михаил Астангов                                                              Юрий Чулюкин
Михаил Астангов Юрий Чулюкин

В детстве Юрий не был пай мальчиком из приличной семьи, хотя мама работала режиссером в Большом театре. В его биографии был такой момент, когда он несколько месяцев провел в следственном изоляторе по обвинению в убийстве. В последствие обвинения были сняты и парень, наконец, взялся за ум.

До 1950 года был учеником художника в Центральном детском театре, руководил художественной самодеятельностью на Московском заводе киноаппаратуры «МосКинАп», а затем поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Его наставниками были Григорий Александров и Михаила Чиаурели.
После окончания учебы в 1956 году, некоторое время работал на телевидении, режиссёром-документалистом, а в 1958 получает разрешение на съемки своего первого полнометражного фильма с рабочим названием «Молодо-зелено». Через год молодежная комедия, вышедшая на экраны под названием «Неподдающиеся», стал одним из лидеров кинопроката. Наряду с уже полюбившимся зрителям Юрием Беловым на экране блистали начинающие актеры Надежда Румянцева, Алексей Кожевников, Юрий Никулин, для которых этот фильм стал триумфальным.
Еще больший успех ожидал следующий фильм Юрия Чулюкина «Девчата».
В главной роли снялась все та же Надежда Румянцева, а партнером её стал Николай Рыбников.

-3

Нужно сказать, что на роль Тоси всерьез претендовала тогдашняя жена Чулюкина Наталья Кустинская. Честно сказать, я не могу себе представить первую красотку тогдашнего Советского кинематографа в роли поварихи в рабочей столовой. Кустинская снялась у мужа всего один раз в фильме «Королевская регата», где сыграла красавицу стюардессу международных линий «Аэрофлота» в которую был страстно влюблен один из спортсменов – гребцов, главных героев фильма, которого сыграл совсем молодой Валентин Смирнитский.

-4

Фильм «Королевская регата» не имел такого успеха как предыдущие картины Чулюкина а с Натальей Кустинской он вскоре расстался. Этот развод, после более чем десяти лет семейной жизни вызвал массу слухов и кривотолков.
Юрий Чулюкин, очевидно обжёгшись на комедии, постепенно стал отходить от этого жанра и переключился на историко-приключенческое кино. Он снял такие картины как «На пути в Берлин», «И на Тихом океане…», «Р.В.С.» и многие другие. Всего снял около 40 картин, но к сожалению сегодня помнят только первые две.

В марте 1987 года Юрий Чулюкин участвовал в Неделе Советского кино в республике Мозамбик, откуда уже не вернулся. Что с ним произошло неизвестно до сих пор.

Похоронен на 10-м участке Кунцевского кладбища.

-5

Шепитько Лариса Ефимовна (1938-1979)

-6

Советский кинорежиссёр, сценарист и актриса. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР (1979, посмертно).

Родилась в Артёмовске Донецкой области Украинской ССР в семье школьных учителей.

В 1954 году окончила среднюю школу во Львове. В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Александра Довженко.
Ещё в студенческие годы снялась в нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в «Поэме о море» последнем фильме её учителя Довженко.

Свою дипломную работу «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» снимала в Киргизии, на только что организованной студии «Киргизфильм». Фактически это был первый полнометражный киргизский фильм, за что друзья прозвали Ларису «матерью киргизского кино».
На этапе монтажа ей помогал студент Элем Климов, с которым они вскоре поженились. «Зной» был удостоен премии за дебют на Кинофестивале в Карловых Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру.

Большой успех ей принёс второй фильм «Крылья» о послевоенной судьбе боевой лётчицы Надежды Петрухиной, которую сыграла Майя Булгакова.

В 1969 году Шепитько доверили снять новогодний развлекательный фильм «В тринадцатом часу ночи», где снялись знаменитые артисты Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и другие.

В 1971 году на экраны вышел фильм «Ты и я» посвященный как сегодня говорят «кризису среднего возраста». Автором сценария была сама Шепитько и Геннадий Шпаликов, который, как известно через несколько лет сам пал жертвой этого самого кризиса.
Главные роли в фильме исполнили Юрий Визбор и Алла Демидова, хотя роль изначально писалась под Беллу Ахмадулину (её не утвердил худсовет).

-7

Картина была прохладно принята зрителями, но на Венецианском кинофестивале 1972 года Шепитько была удостоена за фильм Серебряного приза.

Вскоре начались съёмки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников», экзистенциальной драмы о вере и предательстве, где свои первые большие роли сыграли Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова.
Фильм был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на Берлинском кинофестивале получил Гран-при «Золотой медведь».

В последний год Лариса Шепитько работала над сценарием фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
Кино экспедиция прибыла на озеро Селигер в начале июня 1979 года.
Ранним утром 2 июля 1979 года киносъёмочная «Волга»-пикап в которой ехала Лариса Шепитько, оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты врезалась в грузовик с прицепом перевозившим кирпич...

Похоронили «мать киргизского кино» на Кунцевском кладбище.

-8

Работу над фильмом «Матёра» завершил Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1981). Он также снял документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с коллегами.

Шуйдин Михаил Иванович (1922-1983)

-9

Цирковой клоун, заслуженный артист РСФСР, участник Великой Отечественной Войны, кавалер двух орденов и множества медалей. Танкист, старший лейтенант. За время войны неоднократно горел в танках, поэтому на лице остались следы ожогов, которые выступая на арене, он скрывал под слоем грима.

С 1950 года был партнером Юрия Никулина, с которым они сначала работали в группе клоуна Карандаша, а потом начали самостоятельные выступления. Многие номера с участием этой комической парочки стали классикой не только советского, но и мирового цирка. Сценки «Когда на рынке нет весов», «Лошадки», «Бревнышко» и многие другие и сегодня способны вызвать смех, а тогда это было незабываемо.

 Памятник Михаилу Шуйдину и Юрию Никулину возле цирка в Курске.
Памятник Михаилу Шуйдину и Юрию Никулину возле цирка в Курске.

Мне самому посчастливилось видеть их на арене, и я прекрасно помню, как не только дети, но и вполне взрослые дяди и тети буквально сползали с кресел от хохота. В юности Михаил Иванович работал на заводе слесарем-лекальщиком и у него были то, что называется «золотые руки». По воспоминаниям Юрия Владимировича Никулина, он самостоятельно изготавливал весь реквизит для их выступлений, порой придумывая весьма сложные конструкции.

Скончался М.Н. Шуйдин 24 августа 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище 10 участок.

-11

Эфрос, Анатолий Васильевич (1925-1987)

-12

Выдающийся советский театральный режиссёр, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился в Харькове в семье служащих авиационного завода. В годы Великой Отечественной войны, в эвакуации в Перми, работал слесарем на том же заводе.
В 1943 году поступил в актёрскую студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета, эвакуированного в Пермь.
В 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году.
Первой самостоятельной постановкой стал спектакль «Прага остаётся моей» в Центральном доме культуры железнодорожников в 1951 году.

В 1951—1953 годах работал Анатолий Эфрос набирался опыта в Рязанском драматическом театре. В 1954 году он был направлен в качестве режиссёра-постановщика в Центральный детский театр.
В ЦДТ Эфрос ставил почти всё, что писал в те годы Виктор Розов, и эти спектакли стали событиями в театральной жизни Москвы.
В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров, и можно сказать, что именно здесь начинался «Современник».

В 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола, переживавший не лучшие времена.
За короткий срок, режиссёру удалось возродить и этот театр.
Эфрос и здесь ставил В. Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также А. Арбузова и Э. Радзинского.
Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова, и этот спектакль оказался не менее актуальными.

В том же 1967 году Эфрос был назначен режиссёром Театра на Малой Бронной.
За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан» Мольера, в котором заглавную роль в очередь исполняли Михаил Козаков и Николай Волков, и это были два разных спектакля.

Проблемы в Театре на Малой Бронной у Эфроса начались в 1979 году со спектакля «Дорога» по поэме Н. Гоголя «Мёртвые души», в котором режиссёр попытался представить «всего Гоголя».
Спектакль, однако, не получился.
Театр начало лихорадить. В 1984 году вспыхнул конфликт, в результате которого режиссёр был вынужден покинуть театр.

В том же 1984 году Юрий Любимов находясь в заграничной командировке, бросил открытый вызов Министерству культуры СССР высказав все что думает о нем в интервью корреспонденту газеты «Таймс».
В итоге Юрий Петрович Любимов был лишён советского гражданства, а на место главного режиссера Таганки был назначен Эфрос.

Трупа его не приняла. Фактически вся история Таганки тех лет это история противостояния Эфроса и актеров.
Бо́льшая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя. Несколько известных актёров даже демонстративно покинули Театр на Таганке, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник».
Всю эту неприятную историю Леонид Филатов позже отразил в своём фильме «Сукины дети».

В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти и он ушёл, предварительно подписав коллективное письмо актёров «Таганки» в поддержку возвращения Любимова.

13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скоропостижно скончался от инфаркта.
Похоронен на Кунцевском кладбище. В 2003 году вместе с ним упокоилась супруга, известнейший театральный критик, театровед Крымова Наталья Анатольевна.

-13

На этом мои уважаемые читатели и подписчики. Разрешите закончить серию обзоров захоронений знаменитых актеров и режиссёров, упокоившихся на Кунцевском кладбище. Но это не значит, что мы с вами уходим отсюда. Я планирую рассказать о писателях, музыкантах военачальниках и государственных деятелях похороненных на этом филиале Новодевичьего кладбища. Так что впереди еще много интересного, а пока до свиданья и до скорой встречи.