Слияние христианства и имперского строя нигде не было столь явственно, как в Константинополе. Особенности и структура города в самый ранний период его становления особенно важны, ведь эти факторы определили характер связей между Константинополем и остальными уголками империи в последующие столетия. Многое из истории Византии связанно с Константинополем, и иногда кажется, будто речь идет об одном и том же. Великое строительство, начатое Константином, не было доведено до конца к моменту его смерти, и продолжалось еще в течение нескольких десятилетий. Рим послужил прообразом нового города – Константинополь был заложен на семи холмах. Спустя время его стали называть Новым Римом (патриарх Константинопольский до сих пор носит титул архиепископа Нового Рима).
Создание Константинополя можно назвать поистине огромным имперским проектом не только потому, что появлялись новые здания и сооружения, но и благодаря сотням новых статуй и произведений искусства, доставленных со всей империи, чтобы украсить столицу и создать в ней атмосферу древности. Константинополь с самого начала являлся городом, который был обязан возродившему его императору. И поскольку император был христианином, то и город должен был стать полностью христианским. В конце IV – V в. масштабы и величие города росли, в нем появился широкий спектр различных достопримечательностей – порты, фонтаны, цистерны, зернохранилища, акведук, новые форумы, множество церквей и монастырей, почетные колонны, новые наземные ограждения и волнорезы.
Связь с Римом все еще играла большую роль, о чем нам говорит обелиск, поставленный Феодосием I на константинопольском ипподроме, хотя на западе отрицали принадлежность новой столицы, а значит и всей Восточной империи, к римскому миру. Из всех созданных Константином в городе церковных построек дольше всего просуществовала его собственная усыпальница – храм Святых Апостолов. Константин хотел быть похороненным в саркофаге из порфира в зале с куполом, в окружении двенадцати других саркофагов, где должны были находиться мощи апостолов. Это был первый случай, когда святые мощи были перемещены из могил в другое место. Похороны Константина должны были повлечь за собой долговременные последствия. Одной частью церемоний заправляли военные, в то время как другая имела христианский литургический характер и окончилась захоронением Константина в его усыпальнице.
Несправедливо будет говорить о полном отсутствии языческих элементов (были выпущены памятные монеты, где Константин был уподоблен божеству), что указывает на переходный характер правления императора. После смерти Константина слегка понизили в статусе: вместо того чтобы разместить его гробницу в том месте, где он уподобился бы Христу, его в конце концов приравняли к апостолам. Христианский император больше не мог считаться богом, но все же находился в особых отношениях с божеством. В середине V в. Константинополь был удостоен особой чести: в его окрестностях при жизни побывал святой Даниил Столпник. К этому аскету съезжалось множество паломников, просивших у него совета, в числе которых был и сам император.
В 425 г. в Константинополе была основана государственная высшая школа, ученики которой обучались грамматике, риторике, философии и праву на латыни и греческом. Ее создание было обусловлено стремлением превратить город в важный образовательный центр. Понадобилось десятилетие (429-438), чтобы завершить основополагающий проект по составлению полного свода законов, выпущенных в период между правлением Константина и Феодосия II. Это говорит о том, что город обладал достаточно серьезными ресурсами. В V в. Константинополь фактически стал не только императорской резиденцией, но и одной из столиц, а затем и единственной столицей государства.
Если вам понравилась статья пожалуйста ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал. Это сильно поможет развитию канала. Спасибо за внимание. )
© Камилов А.Т