Среди алхимиков прочно укоренилось представление о золоте как о металле совершенном. Природа стремится к совершенству, рассуждали они, продукт этого стремления — золото. Солнце зарождает минералы в недрах земли. Природа стремится к созданию своего желанного детища — золота; если же отсутствуют благоприятные образованию этого металла условия, то природа рождает недоносков, то есть неблагородные металлы. Ученый в своей лаборатории должен завершить неоконченное природой дело, довести неблагородные металлы до совершенства, огонь не изменяет свойств золота, а другие металлы при его посредстве улучшаются. Для того чтобы осуществить чудодейственное превращение, нужно воспользоваться особым веществом.
На отыскание способа получения этого вещества, «философского камня», и были направлены усилия алхимиков. Фантазия их наделяла неведомое «божественное» вещество и другими замечательными качествами: способностью продлять жизнь, исцелять от всех болезней или даже давать бессмертие. В этом представлении Вен По-йанг и Ко Хунг предвосхитили западноевропейских алхимиков чуть ли не на тысячу лет.
Богатое научное наследство оставлено великим таджикским ученым Абу-али-ибн-Синой, или, как называли его европейцы, Авиценной, он занимался и медициной, и литературой, и философией, и естественными науками. Как Джабир или Абу ар-Рази, он верил только данным, полученным из опыта, и пошел еще дальше в изучении вопросов химических превращений. «Книга исцеляющих средств» Авиценны выражает взгляды этого ученого на состав и образование металлов и минералов. По его мнению, алхимики не в состоянии произвести превращение одного металла в другой, они могут произвести лишь сплавы, которые на драгоценные металлы только похожи. «Возможность превращать металлы один в другой,— писал Авиценна,— никогда не была ясна для меня. Наоборот, я считаю это невозможным, так как нет путей для перевода одного металлического тела в другое».
Авторитет Авиценны был очень велик, но, охваченные стремлением найти путь получения золота, европейские алхимики не хотели прислушаться к его голосу.
Совершенство золота стали рассматривать и как его здоровье. Неблагородные металлы считались «больными». «Приведите мне шесть прокаженных (серебро, ртуть, медь, железо, свинец и олово), и я излечу их!» Неизвестно, говорил так на самом деле Гебер или эти слова ему приписаны другими учеными, но в них характеристика взглядов алхимиков того времени.